Темы: Ислам, Ахарей мот, Оцарот, Уважение родителей, Еврейская молитва
«По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте…» (Ваикра 18:3). Евреи не должны подражать обычаям других народов. Тора подчеркивает, что нам не следует есть как другие народы, одеваться как они, усваивать распространенную у соседей манеру поведения. Мы должны жить — как евреи.
Чтобы пребывать в радости, необязательно быть бреславским хасидом! И необязательно быть хабадником, чтобы ожидать Избавления! Любить Землю Израиля могут не только «религиозные сионисты». И учить Тору могут не только «харедим». Нужно просто быть евреем.
Каждому еврею, каким бы он ни был, следует помнить, что он принадлежит к особому народу, как сказано: «…если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов» (Шмот 19:5). Святой, благословен Он, рассматривает каждого из нас как Своего единственного сына: «Сыны вы Господу, Б-гу вашему…» (Дварим 14:1). Каждый еврей — царский сын, поэтому мы должны оберегать Славу Царства, не позорить его своими поступками — беречь честь нашего Отца и Владыки.
Рассказывают об одном крестьянине, которому нужно было поехать на поезде в большой город. Кассир спросил: пассажир желает обычный билет или билет в вагон первого класса? Крестьянин подумал и решил, что заслужил хотя бы раз в жизни порадовать себя поездкой на высшем уровне.
Он ждал на станции вместе с друзьями-крестьянами. Когда поезд подъехал, те стали тесниться у дверей своего вагона, и наш герой втиснулся туда вслед за ними. Затем вошел контролер, чтобы проверить билеты, и попутчики крестьянина попытались спрятаться. Увидев, что друзья попрятались, он тоже согнулся и полез под скамью.
Когда контролер его заметил, он был возмущен:
— Обманщик! Как тебе не стыдно ехать без билета?!
— Я купил билет! Вот, смотрите! — обиделся крестьянин.
Контролер взглянул и удивился:
— Да у вас билет в вагон первого класса! Зачем же вы сидите здесь, на полу?
Вот из-за этого Всевышний и негодует, говоря Своим детям: «Вы — избранный народ! Мои любимые дети! Зачем вам подражать другим и стараться во всём им понравиться?»
Гаон раби Хаим Синуани[1] в юности много ездил по еврейским городкам Йемена. Он рассказал раву Давиду Йеудайофу (который был «скрытым праведником», цадик нистар), зятю Баба-Сали[2], как во время одной из таких поездок прибыл в городок Таиз, где похоронен гаон раби Аба-Шалом Шабази[3].
Пройдя большое расстояние пешком, раби Хаим сел отдохнуть под деревом. Вдруг к нему подходит араб и приветствует его, желая мира. А арабам их закон запрещал желать мира евреям. Поэтому рав подумал, что тот замыслил что-то недоброе.
— С чего это ты благословляешь меня миром? — спросил раби Хаим. — Ведь ваши законы это запрещают.
Араб ответил:
— Я сомневаюсь в наших законах, поскольку пребываю в большом горе. Моя дочь парализована уже два года, и я не нахожу для нее исцеления. Я объехал все могилы исламских учителей, выслушал советы служителей нашей религии, давал обеты, но всё это не помогло моей дочери. А теперь хочу попросить тебя: когда будешь в Таизе, помолись за мою дочь на могиле вашего праведника.
Придя на могилу праведного Аба-Шалома Шабази, рав помолился о девочке: «Владыка мира! Ради заслуг этого праведника, Аба-Шалома Шабази, пошли полное исцеление дочери того араба и освяти Имя Твое и имя всего народа Израиля среди других народов. И да узнают они, что деяния их — суета, а Ты — Истина, и Имя Твое — Истина».
На обратном пути раби Хаим увидел, что тот араб поджидает его на перекрестке. Он бросился навстречу раву и принялся обнимать его и целовать ему ноги, произнося все, какие только есть, слова благодарности. Успокоившись, он рассказал: вскоре после того, как он вернулся домой, дочь села на кровати и произнесла: «Папа, папа! Я чувствую сильный жар во всем теле! Помоги мне встать!»
Отец, не веря своим ушам, протянул руку, чтобы поддержать ее, и увидел чудо: девушка встала на ноги как обычный здоровый человек. А еще через пару дней полностью выздоровела!
Затем араб принялся ругать «всех великих людей ислама», говоря: «Моше — истина, и Тора его — истина! Рав Шабази и мудрецы Израиля — истина!»
Когда эта история стала известна, Имя Творца было прославлено и среди евреев, и среди неевреев этих мест (Шулхан Млахим).
[1] Раби Хаим Синуани (5658-5739 / 1897-1979, Йемен — Израиль), судья и каббалист, глава суда Шараба и Синуана в Йемене.
[2] Баба Сали — раби Исраэль бар-Масуд Абухацера (или Абухацира; 5650-5744 / 1890-1984, Марокко — Израиль) — выдающийся каббалист, раввин и законоучитель, известный как праведник и бааль-мофет (чудотворец). За удивительную духовную силу молитвы его стали называть «Баба Сали» (в переводе с арабского — «Молящийся Старец»). Баба Сали был одним из духовных лидеров сефардских евреев и всего поколения.
[3] Раби Шалом Шабази (Аба-Шалом Шабази, 5379-5446 или 5480 / 1619-1686 или 1720 — один из великих мудрецов и поэтов йеменского еврейства.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.