Большая ловушка подстерегает нас на исходе Дня Искупления: мы анализируем себя и убеждаемся, что остались такими же, какими были и перед этим святым днем. Ничего не изменилось. Тут можно загрустить и отчаяться. Но попадаться в эту ловушку не стоит.
— Чему это можно уподобить? — спрашивает раби Хаим из Черновиц. — Представим себе: некий юноша заболел и оказался при смерти, лежит без сознания. К нему привозят знаменитого врача из большого города. Врач поспешно вводит лекарство, берет руку больного, считает пульс и говорит: «Всё нормально, не волнуйтесь, он выздоровеет».
Родители смотрят на сына: тот лежит без сознания с бледным, как у мертвеца, лицом. Затем смотрят на самоуверенного врача, и на их лицах отражается сомнение.
Врач отвечает на их красноречивые взгляды: «Вы же не знаете болезни и несведущи в лекарствах. Но я понимаю, в каком тяжелом состоянии он был и как его лечить. Я ввел ему лекарство, которое необходимо в таких случаях, и сразу почувствовал, как нормализовался пульс. Хоть он и лежит, как прежде, бледный, слабый и без чувств, я точно знаю, что с этого момента он начал выздоравливать. Это станет видно не сегодня и не завтра, но выздоровление точно наступит. Поэтому для меня он уже — как здоровый!»
Так и с раскаявшимся человеком. Даже если он сам не ощущает улучшения и по-прежнему чувствует склонность к запретному, пусть знает: он уже вступил на прямой путь и находится на пути к выздоровлению. По сути, он уже здоров, хотя улучшение станет видно, только если он продолжит идти этим путем. Бат-коль (голос с Небес) слышится на исходе Дня Искупления: «Иди, ешь в радости хлеб свой», поскольку ты — уже другой. Добрый и чистый.
Закончим притчей:
Отец с маленькой дочерью переходили реку. Отец сказал ей:
— Золотко, смотри, держи меня крепко за руку, чтобы не упасть в реку.
Девочка ответила:
— Нет, папа, это ты меня держи.
— Какая разница? — спросил отец.
— Огромная! — отозвалась она. — Если я буду держаться и что-то случится, скорее всего, я отпущу руку. Но если ты будешь меня держать, я точно знаю — что бы ни случилось, ты никогда мою руку не отпустишь!
Так возьмите же за руку тех, кого вы любите, и не ждите, что они будут держаться за вашу руку… Девочка знает, что если отец будет держать ее, он никогда разожмет руку. Так и наш Небесный Отец — в трудные моменты надежно сжимает нашу руку, а мы должны твердо знать, что Он не оставит нас. Раскаявшийся человек, которого «держит за руку» Творец, сможет продолжить свое исправление (Маайан а-Эмуна).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.