Темы: Матот, Пинхас, Билам, Еврейская свадьба, Шева брахот, Гет, Развод, Оцарот, Благословение, Чтение для детей, Рассказы
«Не нарушит слово свое» (30:3). 407-я заповедь — не нарушать собственное слово, когда приносишь обет. В «Книге Воспитания» написано: «Корень этой заповеди — чтобы люди знали, утвердили в душах своих и укрепили веру в сердцах, что Б-г, который на небе вверху, живой и вечносущий, и что Его бытие не такое, как наше. Поэтому подобает нам, упоминая Его великое имя над своими делами и словами, вспоминать Его в страхе и трепете, с дрожью и содроганием, а не так, словно мы шутим и говорим о чем-то легком…»
Нужно помнить по поводу благословений, в которых произносят великое имя Творца, что с ними следует проявлять максимальную осторожность, упоминать Б-га «в страхе и трепете, с дрожью и содроганием». Далее приводится интересный вопрос от того, кто не желал произносить напрасное благословение.
Следующая история случилась с женихом и невестой. На утро после свадьбы они однозначно решили, что не подходят друг другу и хотят развестись. Молодожены прибыли к нам на следующий день и сообщили, что жених готовится дать невесте гет (разводное письмо). Однако у них был алахический вопрос касательно семи благословений.
Они утверждали, что в нынешнем состоянии, когда им ясно, что развод неизбежен, нет никакого смысла выполнять обязанность семи благословений — возможно, это даже будет напрасным благословением.
Они объяснили, что вопреки тому, что обычно произносится в этом тексте «Обрадуй близких и любимых», они вовсе не являются друг для друга ни близкими, ни любимыми. Не запрещено ли им в таком случае устраивать семь благословений? С другой стороны, если отменить все трапезы, на которых произносятся эти слова, это причинит стыд их семьям.
С этим вопросом мы подошли к гаону раву А. Й. Штейнману, который открыл перед нами Зоар (Пкудей 255 б), где сказано: «Ангелы льют слезы обо всех, кто разводится со своими первыми женами, поскольку те семь благословений, что были переданы ей (жене) на свадьбе, устраняются и уходят от нее, не исполняются у нее, так как она разведена».
На первый взгляд, очевидно, что в случае наших молодоженов благословения окажутся напрасными, и ангелы будут плакать о них. Но, несмотря на это, — сказал рав Штейнман, — поскольку они еще не развелись, можно сказать и наоборот. Быть может, в заслугу благословений, в которых упоминаются «любовь и братство, мир и близость», в их отношения вернется любовь.
В любом случае пока что обязанность семи благословений с них никто не снял. А значит, — сказал мне учитель, — скажи им, чтобы устраивали трапезы с благословениями. И пусть дадут произнести их праведникам и мудрецам, чтобы эти благословения и молитвы повлияли на их состояние и судьбу.
Что же произошло в итоге? Я передал ответ учителя жениху с невестой и, к большому удивлению, они продолжили жить вместе, а все их проблемы исчезли, словно их и не было (Мицвот бе-Симха).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.