Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лакомства к праздничному столу

Рабан Гамлиель говорит: пока не сказал эти три слова, не исполнил своей обязанности. И эти слова: Песах, маца и марор (горечь). И задавали вопрос наши мудрецы: подобало бы вначале вспомнить о рабстве, съесть марор, и только после этого мацу, которая напоминает об избавлении. Почему написанное предваряет мацу марору, «На маце марор, и так едят», вначале мы едим мацу, и только после нее — марор.

И как во всех заповедях святой Торы есть в этом идея и урок. Раб, в его бедности и мучениях, в низости положения привыкает к своему состоянию так, что совершенно не чувствует своей малости. Наоборот, иногда он доходит до состояния «и полюбил я моего хозяина», и совсем не хочет выходить на свободу, где он должен справляться с трудностями свободного мира. «Помнит он лук и чеснок, который ел в Египте бесплатно»… Если он стонет, то это из-за того, что работа слишком трудна, и он просит облегчить груз: «И застонали сыновья Исраэля из-за работы» — но не из-за рабства.

На что это похоже? История из жизни. Русский царь прибыл для осмотра в один военный лагерь. Организовали для него смотр, и царь прошел между двумя рядами казаков, а в руках у них обнаженный меч. Вдруг один из казаков опустил свой меч на голову царя. Чуть не рассек своего царя. С быстротой молнии ударил один из стоящих рядом по мечу и отклонил его в сторону. Спас царя от верной смерти. С чудесным самообладанием продолжил царь обход, и когда пришел в армейский штаб, распорядился убить покушавшегося на него и привести к нему своего спасителя.

«Царь обязан тебе жизнью, но он не любит оставаться должником, — сказал он. — Что ты просишь взамен».

«Многомилостивый царь, — ответил солдат, — командир базы наказывает меня без всякой причины и обязывает меня внеочередными дежурствами. Прикажи, пожалуйста, чтобы он относился ко мне милосердно».

«Будь уверен, что так я и сделаю», — сказал царь. Казак с чувством поблагодарил и вышел счастливый. А царь разочарованно пробормотал: «Какой глупец. Ведь он мог попросить, чтобы я назначил его командиром базы».

Но царь не прав. Он не мог попросить этого, так как взгляд солдата был взглядом рядового, которого гоняют взад и вперед, и все помыслы его лишь облегчить бремя.

Так было в рабстве с сыновьями Исраэля в Египте. «Не слушали Моше из-за нетерпения и тяжелой работы». И когда казни обрушились на Египет, даже после девяти казней, после того, как тяжелая работа была отменена и прекратилась в Рош а-шана, отказались большинство евреев изменить свое положение, отказались выйти из Египта, и четыре пятых из них умерли во время казни тьмой (Раши, Шмот, 13:18).

Поэтому понятно, почему отмечают Избавление едой мацы прежде, чем вспоминают горечь рабства съедением марора. Ибо только после того, как были избавлены, только после того, как испытали освобождение и свободу, только после этого поняли, каким горьким было рабство, в каком низком положении они были.

И как это верно относительно наших тел, так это верно и относительно нашего духовного положения. Святой гаон, автор книги «Диврей хаим», благословенна память праведника, рассказывал об одном раве, приехавшем в город и увидевшем, что многие там поражены пьянством. Люди проводили ночи в кабаках, валялись на улицах, и в подпитии возвращались домой. Рав постановил, чтобы ни один человек не пил ни одной капли горького питья. Каждый, нарушивший запрет, будет наказан со всей строгостью. Не прошло и дня, как первый пьяница появился на улице. Его схватили и привели к раву. «Что ты можешь сказать в свое оправдание», — спросил рав. «Хи, хи, — ухмыльнулся пьяница, — ничего, кроме вкуса напитка». Удивился рав: «Кто знает, может быть, его довод справедлив, может быть, невозможно устоять перед его вкусом». Распорядился рав, чтобы принесли ему рюмку, чтобы попробовать. Принесли ему, и он попробовал кончиком языка. Лицо его скривилось и позеленело. «Тьфу, — сказал он, — горькая, как полынь! Надо бы тебя наказать, но я не знаю наказания более горького, чем питье этого ужасного напитка!»

Так и в отношении грехов. Тот, кто погружен в них, полагает, что нет чудеснее того, чем валяться в грязи. Только когда будет вызволен и очистится, поймет, в каком зловонии он находился. Только после «Песах» и «маца» точно поймет, что такое «марор». (Мааян а-моед)

Обзор по теме: Что такое маца — еврейский хлеб?


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.