Темы: Наказание, Воспитание детей, Чрезмерная строгость, Ита Минкина, Установление границ, Насилие
Шалом. Можно ли наказывать ребёнка поркой за достаточно серьёзный проступок? N.
Уважаемая N.,
Спасибо за вопрос. Детей нельзя пороть. Можно шлепнуть ребенка, если есть необходимость, но порка, даже за серьезные проступки, — недопустима. С еврейской точки зрения это — нарушение запрета «перед слепым не ставь преграду» (Ваикра 19, 14), поскольку порка порождает ненависть, злобу и желание отомстить родителям. Даже если оно не выльется в действие, само желание, сама мысль о мести родителям — нарушение запрета Торы. И тот, по чьей вине такая мысль возникла у ребенка, виновен в нарушении запрета. Кроме того, порка — это нарушение заповеди «возлюби ближнего как самого себя» (Ваикра 19, 18), ведь ни один психически здоровый взрослый не хотел бы, чтобы его выпороли — даже за серьезный проступок.
Можно временно лишить ребенка какого-то удовольствия, какой-то привилегии, не разрешить день или два выходить из дома или ходить к другу и т. п. — какое-то наказание, соответствующее возрасту и обстановке. Но ни в коем случае нельзя, чтобы наказание было жестоким или психологически изощренным, нельзя, чтобы оно глубоко ранило ребенка. Это только учит его быть жестоким, мстительным и вымещать зло на тех, кто слабее его.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.