Темы: Воспитание детей, Лея Солганик, Подростковый период, Общение с детьми, Отношения со сверстниками
Шалом. Дочь увлеклась модной тенденцией носить в ушах вместо сережек украшения «тоннели», ради которых искусственно растягиваются отверстия в мочках ушей. Мне кажется это противоестественным. Что говорит нам про это Тора? N.
Уважаемый N.,
В Торе об этом ничего не сказано, но Вы можете поговорить с дочерью не о том, как к этому относится Тора, а о том, что, может, стоит взвесить это ее желание следовать моде с точки зрения ее удобства, благополучия, здоровья, красоты… Дать ей почувствовать: замечательно, что она следит за модой, стремится быть красивой, любит новое и оригинальное, идет в ногу с обществом, в котором живет. Так и надо. Вы ее не отговариваете, не переубеждаете, просто предлагаете взвесить разумно, как она всегда и делает, и правильно подойти к решению. Может, потом ей будет не очень комфортно с такими отверстиями, они, может, и не зарастут.
Только так, может быть, чуть-чуть удастся повлиять на нее. Но никогда нельзя подходить к другому человеку, особенно к подростку, когда он чем-то недоволен, что-то отвергает и т.п., — со словами Торы. Он обязательно Вас оттолкнет, но заодно оттолкнет и Тору, которая мешает ему делать то, что ему так удобно, приятно — так он решил! Можно только осторожно предложить: не попробовать ли повысить его комфорт, кайф, успех так-то и так-то. Например, не «ты обязана слушать меня потому, что я твой отец, вот и заповедь такая есть!», а: «Мне будет приятно, если ты согласишься со мной. Мне очень грустно, когда мы друг друга не понимаем. Когда родители и дети друг друга понимают, жить гораздо приятнее. Я очень стараюсь лучше тебя понять».
И мы, родители, должны стараться говорить, что делать, а не что НЕ делать. «Отдались от зла и делай добро» (Тэилим 34, 15). Бунтующему подростку (а в принципе и любому человеку) мы можем предложить только вторую часть — «делай добро». «Отдались от зла» не будет принято. Если у нас нет идеи, какое именно «добро» предложить, лучше промолчать, подождать, пока такая идея не возникнет. Стоит воздержаться от высказываний типа «Не увеличивай дырки в ушах этими дурацкими веревками», а попросить: «Постарайся, чтобы потом у тебя не осталось навсегда следов от этого».
Успеха Вам, Лея Солганик
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?