Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Юношество, Ита Минкина, Взрослые дети
Шалом! Мне 45 лет, в Израиле 26 лет, разведена + 2 сына — 22 и 24 года. Дети учились в религиозной школе, хотя шабаты не соблюдали. Наверное, еще не готова была к этому, хотя и пыталась много раз, но как-то опять отходила от этого. Непредвиденные гости, работа и так далее. В общем, дети выросли, не соблюдая субботу. Сейчас я соблюдаю, и мне очень бы хотелось, чтобы и дети пришли к этому. Хотя они говорят молитвы «Модэ ани» («Благодарю Тебя…»), после посещения туалета, если дома — делают Кидуш… Я понимаю теперь, соблюдай я традиции тогда, когда они были поменьше, было бы легче и им в этом отношении. Понимаю, время упущено, ведь и мне в свое время было тяжело. И, тем не менее, хотелось бы им помочь соблюдать шабат, традиции. Подскажите, как. Знаю, надо молиться, что я и делаю, но все же — есть еще какой-нибудь способ? Помогите, пожалуйста, советом — как быть, как разговаривать на эту тему. Я пыталась, но все безуспешно. Старший говорит: как женюсь — потом, а сейчас хочу гулять. Не могу брать на себя то, что не могу выполнить. Неужели все так безнадежно??? Спасибо за внимание и шабат шалом!!! N.
Уважаемая N.,
Понимаю Ваше тяжелое чувство и Ваше желание, чтобы сыновья полюбили субботу и захотели ее соблюдать. Могу предположить, что Вы уже не раз пытались говорить с ними на эту тему и особого результата это, по-видимому, не имело… Вспомните себя в то время, когда Вы еще не соблюдали — вряд ли разговоры и уговоры на эту тему убедили бы Вас. Вы начали соблюдать, только когда сами пришли в этому, когда появилась внутренняя готовность. И с выросшими сыновьями так же — они должны прийти к этому только сами. Не думайте, что все упущено. Ни в коем случае. Но это уже их выбор. Что же можно сделать? Конечно, молиться.
О Вашем непосредственном воздействии на сыновей: ни в коем случае не стоит их укорять за несоблюдение и сокрушаться по этому поводу. Они уже взрослые люди, и это их не проймет. Самым действенным сейчас было бы — готовить на субботу такую еду, чтобы они «пальчики облизывали» и с нетерпением ждали следующей субботы. Путь к сердцу мужчины, как известно…
С сердечным пожеланием, чтобы Всевышний услышал Ваши молитвы и чтобы Ваши сыновья, а также все остальные дети еврейского народа полюбили субботу.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.