Темы: Воспитание детей, Дошкольники, Младшие школьники, Установление границ
Шалом! У нас, слава Б-гу, шесть сыновей, самому старшему 9 лет. Дети активные и темпераментные, но не гиперактивные. Мы живем в нерелигиозном городе, в смешанном районе. В нашем доме мы единственная религиозная семья. Несмотря на то, что мы очень внимательно относимся к окружающим нас людям (в подъезде и на улице никогда не мусорим, стулья по полу не тянем, в гулы играем только на ковре, в 8 вечера дома тишина — дети спят и т.д.), у нас возникает много конфликтов с соседями и другими людьми на почве поведения наших детей. Создается ощущение, что это преступление — растить детей. Примеры: соседи снизу часто приходят и ругаются, что им шумно (хотя они не пожилые), даже милицию вызывали. Когда дети играли днем во дворе, другие соседи ругались, что их разговоры мешают им спать. На детских площадках тоже пристают: уйдите отсюда с мячом (не футбольным), ваши дети заняли горку, они мешают и т.д. Вопрос: что нам отвечать, когда на нас набрасываются с претензиями? Где истина? Ведь понятия о шуме и помехах у всех разные. И при всем нашем желании помочь мы не можем привязывать детей. А когда мы говорим, что стараемся следить за детьми, нам не верят и понукают: где же ваш бен-адам лэ-хаверо (соблюдение заповедей по отношению к ближнему)? И еще: много раз слышали, вроде как, о законе не шуметь с 2 до 4 дня. Но также слышали, что нет такого закона. Точно знаем, что нельзя вести строительные работы после 11 вечера. Но это не наш случай. Помогите, пожалуйста, разобраться. Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Спасибо за Ваш вопрос.
Растить детей в нерелигиозном районе — задача не из легких, и мы всегда должны помнить: что бы ни делали религиозные родители и как бы ни вели себя дети — хорошо или не очень, — всегда на них будут смотреть как на представителей религиозного общества. Если есть претензии к родителям ребенка, носящего, скажем, очки, никто не скажет: «Всегда очкарики — жутко шумные!» Но к религиозным детям, живущим в нерелигиозном районе, всегда завышенные требования…
Вы пишете: Создается ощущение, что это преступление — растить детей.
Конечно, в светском районе для некоторых растить религиозных детей — это преступление и почти моветон, а растить трех кошек и двух собак — это очень-очень гуманно…
Что касается Вашего вопроса о соблюдении тишины с 14 до 16 часов. Это — неписанное правило, к которому израильское общество привыкло, в это время люди стараются не шуметь: не делать ремонт в квартирах, не пускать детей играть, если из окон квартир на первых этажах может быть слышен шум, не включать громко музыку, особенно, если открыты окна и т.д. Вы, конечно, можете возразить, что это правило нередко нарушается, и будете правы. Вместе с тем, заметьте, большинство частных магазинов в эти часы закрыто. Это так называемая «сиеста» — послеобеденный отдых, принятый в жарких странах в самое жаркое время дня. И, так как большинство граждан соблюдают сиесту, наверное, надо стараться не мешать им… Тем более, как мы с Вами понимаем, от религиозной семьи ожидают идеального поведения, и поведение в это время суток — один из критериев оценки…
Скорее всего, вы — единственные русскоязычные религиозные люди, с которыми соседи вступают в непосредственный контакт. У вашей семьи важная миссия — представлять людей Торы в нерелигиозном окружении. И хотя их претензии, как Вы описываете, часто могут быть совершенно беспочвенными, ваша задача особая: реагировать на жалобы максимально достойно.
И, хотя по букве закона вы не мешали никому и выслушали незаслуженные упреки, лучше пять раз извиниться за проступок, которого не совершали, чем один раз, не дай Б-г, совершить хилуль а-Шем… И возможно, через некоторое время вы станете замечать, что отношение к вам улучшилось…
К Раву Ицхаку Зильберштейну, раввину района Рамат-Эльханан в Бней-Браке, однажды обратился нерелигиозный прохожий — обвиняя его во всем том, в чем обычно обвиняют религиозных людей, в преступлениях, которых раввин не совершал. Рав Зильберштейн не только не стал спорить с ним, он пригласил этого человека к себе домой, чтобы, угостив его, продолжить обсуждение жгучих вопросов в приятной обстановке. И хотя мы, конечно, не станем так поступать, да от нас этого и не требуется, будем помнить, что религиозных судят строже и спрос с нас больше. И лучше приложить усилия и подать пример безупречного поведения…
Эта задача не из легких, конечно. И терпеть несправедливость обидно. Но и награда ваша велика — такую не получит обычная семья в обычном религиозном районе.
Только вы…
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.