Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Отношение к деньгам, Муж и Жена
Шалом. Вопрос к Ципоре Харитан. Мы тратим очень много денег на учёбу детей (7), особенно старших, на машканту (выплату ипотечной ссуды), на счета, на еду, на одежду, на машину, и у нас постоянно огромный минус, который время от времени уменьшается из-за получения какого-нибудь бонуса. Но в последнее время минус доходит до предела. Хотя сейчас старшая дочка платит из денег дедушки за свою учёбу в семинаре и в заочном университете, пока ни закончатся эти деньги.
Мы подумали с мужем, что, может быть, попросить у детей, чтобы давали часть денег от бэбиситтерства, которые они зарабатывают, чтобы было на еду. Сказали это старшей — она была очень недовольна и покрутила носом. Мы раньше у них не брали. Как правильно поступить? А.
Уважаемая А.,
Мы, конечно, всегда стараемся дать нашим детям как можно больше. Но, к сожалению, сегодня дети считают, что мы им это просто обязаны. Думаю, что вы без всяких намеков можете совершенно открыто поговорить со старшими детьми и объяснить, что как бы вы ни старались заработать, обеспечить сегодня большую семью двум родителям почти невозможно. И так как экономическая ситуация тяжёлая, всем придётся что-то вкладывать, в том числе и старшим детям — взять на себя какие-то свои расходы. Если вы перестанете стесняться этого разговора и не будете бояться, что дети сделают недовольную мину, то они быстро примирятся с ситуацией.
Если же начнутся разговоры, почему у других не так, ответьте детям, что, вообще говоря, по Галахе после того, как им исполнилось шесть лет, Вы их обеспечивать не обязаны и всё, что было до сих пор, — это проявление вашей любви и желания о них заботиться всеми силами. Но ваши возможности исчерпаны из-за экономического кризиса во всём Израиле и из-за того, что Всевышний решил ограничить ваши доходы определённой суммой. А потому вам приходится их просить внести свою долю в общий котёл. Вы надеетесь, что, как вы от любви к ним давали сколько могли, так и они из чувства благодарности постараются помочь семье.
Если разговор не поможет, просто прекратите оплачивать те статьи расходов, без которых можно обойтись. Например, у меня сильное подозрение, что у вашей дочки кроме школьной формы есть ещё несколько носильных вещей. Значит, мама с папой на это больше денег давать не могут. Но очень надеюсь, что если вы будете уверены в себе и не будете стыдиться, что оказались в тяжелом материальном положении, то и дети, с Б-жьей помощью, поймут и захотят помочь.
Кроме того, это прекрасный урок для будущей семейной жизни: не всё, что хочется, можно себе позволить и для того, чтобы что-то иметь, нужно вкладывать. Молитесь вместе с детьми, чтобы Б-г послал всё нужное в будущем году.
С уважением и пожеланиями нахат от детей и парнаса това, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.