Темы: Воспитание детей, Личный пример, Ита Минкина, Отношения со сверстниками, Щедрость, Жадность
Здравствуйте, у меня вопрос о воспитании детей. Как сформировать у ребенка 2-3 лет желание быть щедрым и делиться с другими детьми игрушками? Как правильно вести себя по отношению к ситуации, в которой один ребенок проявляет жадность по отношению к другому? Спасибо. Е.
Уважаемая Е.!
Самое первое правило — не настаивать, чтобы он немедленно поделился своими игрушками. Ребенок может уступить под нажимом или заупрямиться, но это одинаково не даст долгосрочного положительного результата, а, наоборот, заставит его еще больше держаться за свое. Даже если он и будет уступать время от времени.
Второе — не стоит рассчитывать на сильные порывы щедрости у детей двух-трех лет. Их собственнические чувства очень естественны и сильны. У них еще нет опыта совместной игры, и в большинстве случаев их небольшой, но яркий опыт подсказывает им, что «дашь другому ребенку игрушку — не так-то легко ее получишь обратно». У них действительно нет желания делиться и почти нет положительного опыта совместной игры.
Так как же сформировать желание быть щедрым?
В сам момент, когда ребенок проявляет жадность, лучше никак это не «фиксировать». И, конечно, не пытаться его «уломать» или заставить поделиться. Он подумает, что Вы ПРОТИВ него, раз пытаетесь отобрать его обожаемый трактор. А научить ребенка чему-то или привить ему положительные качества можно, только когда он чувствует, что Вы с ним ЗАОДНО.
Если он еще не успел заупрямиться, взрослый может предложить в доброжелательной форме: «Меир может дать Натану мячик, а Натан может дать Меиру пока свою машинку». Или: «Вы можете вместе играть в мяч. Натан бросает Саре, а Сара — Натану. Так интересно! Хотите попробовать?»
И даже если их сотрудничество продолжалось только пять минут, все равно — надо похвалить детей за то, что они поделились друг с другом. Ну, а если ребенок наотрез отказался делиться, то ПОЗЖЕ можно невзначай сказать: «Иногда совсем не хочется делиться… кажется: а вдруг он мне не отдаст…» (и посмотреть, как ребенок отреагирует на это). Потом продолжить: «Но если поделиться, то потом играть вместе — интереснее…»
И при всех этих рекомендациях важно помнить, что два-три года — возраст собственнический. Он проходит, и дети постепенно, естественно (если на них не давить) осознают преимущества совместной игры и разумной щедрости.
(Слишком напирать на необходимость щедрости тоже не стоит — любое качество в крайнем проявлении отрицательно).
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.