Темы: Семья, Сестра, Ита Минкин
Здравствуйте! Прошу Вас подсказать, как быть в ситуации с младшей сестрой: ей 15 лет, характер мягкий, веселый, добродушный. Проблема отсутствия интереса к учебе, даже к тем предметам, которые ей интересны. В начальной школе таких проблем не было, с ней постоянно занималась я. После свадьбы я переехала в дом к мужу, и с сестрой нет уже такого контакта. Родители много работают, не могут полноценно уделять ей внимание. Проблема в том, что, с одной стороны, я хочу помочь своим близким, но, с другой стороны, понимаю, что она моя сестра, а не мой ребенок. М.
Уважаемая М.!
Ваше беспокойство об успеваемости сестры очень понятно, тем более, что Вы всегда прилагали максимум усилий к ее обучению. Она, действительно, не Ваш ребенок, но ее успехи Вам не безразличны.
Давайте разберемся, что происходит. Ребенок в возрасте 15 лет — уже не ребенок, это подросток со всеми психологическими и возрастными изменениями. То, что было интересно когда-то, уже не интересно, а другие моменты вдруг стали необыкновенно важными, например, внешний вид, например, мнение о ней одноклассниц. Куда там скучной алгебре угнаться за тем, что скажут в классе о ее новой модной куртке или о прическе.
Свою голову другому человеку любого возраста не приставишь, а уж подростку и подавно. (Даже и ввинтить-то некуда: резьба давно сорвана).
Так что же делать? Ведь Вам она и ее успеваемость — не безразличны.
Самое главное, что, как чувствуется из Вашего письма, у Вас с ней хороший контакт и вы друг друга, в общем, хорошо понимаете и ладите. Это главное. Тем более, родители работают, и старшая сестра, с которой можно посоветоваться, излить душу, просто поболтать, — это самое то, что надо. Храните и оберегайте эту связь и не давайте Вашему беспокойству о ее школьной успеваемости эту связь нарушить.
Что касается интереса к учебе: возможно, в какой-то мере, она привыкла думать, и так сложилось с начальной школы, что ответственность за успеваемость лежит не на ней. А на том, кто с ней занимается. А поскольку сейчас — никто, то и ответственность… ее как бы и нет…
Сейчас единственное, что Вы можете сделать, — это «разжечь» в ней мотивацию. Осторожно, это не то же самое, что ЗАРАЗИТЬ ВАШЕЙ МОТИВАЦИЕЙ. НЕТ, это совсем другое: разбудить в ней ее мотивацию, насколько это возможно. Если у вас это в тоннах, то у нее в граммах. Не страшно, главное, что это будут ЕЕ граммы.
Еще раз: не переложить на ее плечи Ваше беспокойство, а расшевелить ее. Как?
Уж точно не нотациями, напоминаниями и «Ты соображаешь, что тебе в институт поступать, а?! Ты кем хочешь вырасти? Дворником?! На что ты жить собираешься?», ну, и в таком духе.
Именно разбудить: «Кем ты мечтаешь стать? Как это будет выглядеть? Где, в какой обстановке? Какие школьные предметы уже сейчас помогут тебе приблизиться к той, какой ты хотела бы быть?»
Может быть, выяснится, что никакие школьные предметы ей не помогут, может быть, область ее интересов — за пределами школьной программы. Не страшно, главное, что, если она разобралась, кем хочет быть или хотя бы в какой области работать, можно подумать о частных уроках или занятиях в какой-то студии, например.
Главное, помочь ей разобраться, сориентироваться. Без этого нет цели, а без цели, на одних только разговорах, напоминаниях и нотациях дело не сдвинется. В этом возрасте — точно.
И, пожалуйста, оставайтесь для нее старшей сестрой, близким человеком. Насколько это, конечно, получится — не за счет мужа и Вашей новой семьи.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.