Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Дошкольники, СМИ
Доброго времени суток. Скажите, с чем связано то, что после просмотров любых мультфильмов дочка 5 лет старается быть похожа на злых персонажей? С уважением, Д.
Уважаемый Д.!
Я сама как религиозный человек глубоко убеждена что желательно держать детей подальше от всех средств СМИ и электронных развлечений. Это включает и просмотр мультфильмов. Но если Вы всё-таки показываете своим детям детские фильмы и мультфильмы, то тогда мой ответ следующий.
Мне кажется, что нужно немножко изменить Ваш вопрос. Не столь существенно, почему ребёнок подражает злым героям, как важно, что с этим делать.
К сожалению, сегодня очень многие родители считают, что посадить ребёнка напротив мультфильма — это дать ему занятие и развлечение. Действительно, нет лучшего бэби-ситтера, который совершенно гипнотизирует детей и освобождает нас на некоторый срок от необходимости ими заниматься.
Но если мы хотим их воспитывать, тогда просмотр мультфильмов или другие развлечения такого типа должны быть источником беседы, в которой мы обсуждаем с ребёнком то, что видели, характеры героев, их линию поведения и т.д. Причём действительно обсуждаем, а не вычитываем ребёнку мораль и не говорим «так хорошо, а так — плохо». Например, мы спрашиваем: кто из героев тебе понравился больше всего? Чем? (Возможно, это даст ответ на Ваш вопрос). Если ребёнку сперва сложно формулировать ответы на такие вопросы, вопросы могут быть наводящими, типа: тебе нравится, что такой-то герой сделал так и так? Хотел бы ты, чтобы тебе так сделали? Кем из героев фильма ты бы хотел быть? Почему? И т.д. Тогда мультфильм превратится в материал для обучения нашего ребёнка каким-то жизненным ценностям в самой невинной и ненавязчивой форме.
Но когда мы сажаем детей напротив экрана, мы рискуем, что ребёнок совершенно неправильно воспримет ситуацию, т.е. злой и плохой покажется ему сильным и умеющим добиться своих целей, а хороший может показаться слабым, глупым и беспомощным.
А, кроме того, смотрели ли Вы сами мультфильмы, которые показываете ребёнку? Мультфильмы сегодня совершенно перестали быть детским невинным развлечением, а превратились во что-то нередко очень жестокое, грубое и часто с сексуальными элементами. Когда мы не проводим родительскую цензуру, потому что, казалось бы, ну что уже может быть в мультфильме, мы нередко пропускаем совершенно отвратительные вещи, которые сознательно никогда бы не показали ребёнку.
Поэтому, вкратце, свожу свою рекомендацию к двум принципам. Первое: всё, что мы даём детям смотреть или читать, должно быть проверено нами (даже если это отнимает кучу времени). Второе: даже совершенно положительные материалы не давать для пассивного просмотра, а постараться превратить их в тему для приятной беседы детей и родителей.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.