Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Дошкольники, Плач
Здравствуйте! Вопрос про мальчика 4 лет. Иногда, когда я прошу его что-то сделать, допустим, убрать игрушки перед шаббатом или принести что-то (мой сидур, что ему нравится делать) или еще что-то, то если он не сразу хочет делать, я говорила: «Большая мицва сделать, что мама сказала» или «Большая мицва помочь маме». И он охотно делает, даже когда его братик младший что-то бросает и не поднимает сам, тот поднимает ему (ложку во время еды, наливает ему воду в чашку). Но иногда, когда он говорит младшему что-то ему принести или поднять (во время игры обычно) и тот ему делает, он добавляет: «Моше сделал мицву, а мама — нет». Или когда у него упала ложка прямо возле него и он говорит мне, чтобы я подняла. Я говорю, что не могу. Он говорит: «Большая мицва, а мама не делает». Или что-то подобное. Причем я не много его прошу делать, только что-то небольшое. И когда он мне так говорит, я объясняю, что я не могу сделать эту мицву, потому что занята другой мицвой — готовить ужин для них или мыть братика и т.д. Как правильно тут себя вести?
Еще такой вопрос. У нас здесь часто мальчику, который плачет, тут же говорят: «Ты что, девочка? Только девочки плачут! Мальчики не плачут!». Эта фраза обычно совершенно не помогает, чтобы ребенок успокоился. И мы с мужем так не говорим, но наши родственники говорят, да и в садике тоже. Я так чувствую, что это не очень хорошая фраза, да и подход, что мальчик не должен вообще плакать. Как правильно здесь быть с ребенком? Когда он плачет, подчеркивать, что он мальчик? Заранее спасибо!
Н.
Уважаемая Н.,
По поводу первого Вашего вопроса: очень мило, что ребёнок усвоил, что сделать одолжение другому это мицва. Но важно, чтобы он понял: когда он выполняет то, что Вы просите, это выполнение мицвы (заповеди) почитания родителей, а когда Вы делаете то, что он просит, Вы делаете ему одолжение, но у Вас нет мицвы слушаться его. Я думаю, что когда он поймёт это различие, то меньше будет Вам говорить, что «мама не сделала мицву».
Что касается второго вопроса, то, честно говоря, я думала, что времена, когда мальчикам запрещалось плакать, уже прошли. Конечно же, это неправильно — насмехаться над ребёнком, который расстроен. Наоборот, в этот момент он нуждается в родительском сочувствии. Сочувствие никак не приведёт к тому, что ребёнок станет плаксой — именно потому, что большинство детских криков и слёз направлены на получение симпатии. В тот момент, когда дети её получают, больше нет никакой нужды плакать. Я думаю, что взрослые забывают, как много раз им хочется, чтоб кто-то посочувствовал, и требуют от детей мужественной сдержанности там, где далеко не всегда ей есть место. Расстроенный ребёнок, от которого требуют не давать волю своим чувствам, обычно выражает их в гораздо более бурной форме (не всегда плачем, но иногда криком, дракой, дурными словами и т.д.). Наоборот, ребёнок, который чувствует, что его поняли, гораздо быстрее способен успокоиться и возвратиться к нормальному поведению. Позволяйте себе любить ребёнка и сочувствовать ему, и бэ-эзрат а-Шем это только улучшит ваши семейные отношения.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.