Темы: Воспитание детей, Дети, Субботы и праздники, Внимание к ребенку
Мой вопрос касается праздника Суккот. Наша сукка очень красивая. Мы с мужем ею очень гордимся. Я несколько лет сама делала украшения для нее. Муж специалист по всяким лампочкам и гирляндам. У нас двое сыновей. Пару лет назад они начали приносить из садика всякие, с позволения сказать, «украшения». Пока дети были помладше, я их просто выбрасывала. Теперь такой номер не пройдет. Поделки просто уродливые, на мой взгляд. Но мальчики этого совершенно не понимают. Не знаю, что делать — повесить их в сукке или нет? И если повесить, то может, где-нибудь в уголке?
Понимаю Ваши сомнения. Красивая сукка — предмет законной гордости. Изделия ваших сыновей вряд ли выдержат конкуренцию с украшениями, изготовленными Вашими умелыми руками.
Праздник Суккот — время нашей радости. Не только радости взрослых, но и маленьких детей. Они такие же евреи, как и мы, и иногда даже лучше, чем мы. По крайней мере, радоваться они умеют лучше. И большой грех лишить их радости в этот праздник.
Самое дорогое и красивое для нас — то, что мы сделали сами. И детям их изделие видится самым прекрасным на свете. Представьте, как горько им будет увидеть, что украшением, в которое они вложили всю душу, пренебрегают! Что плод их стараний, их труда — засунут в дальний угол, как что-то позорное и неважное?
Да, на наш искушенный взгляд эти украшения уродливы. Несовершенны. Представьте, если бы Всевышний так оценивал наши мицвот: а, вот эта молитва не годится, она была недостаточно искренняя, а вот эта цдака была просто мизерной, а вот это изучение Торы было слишком поверхностным… Ужас, что было бы. Так что не нужно лишней справедливости. Будьте милосерднее. Повесьте их украшения на видном месте и хвалите ребят за труд и за желание выполнить мицву!
Самая совершенная в мире сукка та, в которой царит мир и радость, а не та, которая богаче украшена. Ни в коем случае не обижайте своих мальчиков. Мицва «зэ Кели вэ-анвэу» дана нам не для того, чтобы мы могли похвастаться. Во всех суккот висят изделия, изготовленные не самыми ловкими детскими руками, это нормально и общепринято. И очень важно для душевного здоровья наших детей, что мы понимаем их чувства и принимаем плоды их труда с радостью и благодарностью.
Ваша сукка совершенна. И она будет в десять раз совершеннее, если в ней будет больше места пониманию и любви.
Веселого праздника всей Вашей семье!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.