Темы: Воспитание детей, Мировоззренческие вопросы, Дети, Подростковый период
К большому сожалению, недавно случилось несчастье в районе, где мы живем. Молодые люди, родители маленьких детей, погибли в катастрофе. Моих детей это очень напугало. Наш старший сын (12 лет) учится в том же классе, где и мальчик, который осиротел. С тех пор, как произошла эта трагедия, мой сын стал очень задумчивым, часто я вижу на его лице выражение грусти, даже скорби. Его перестали занимать вещи, которыми он раньше увлекался. Я слежу за его состоянием, и оно меня все больше беспокоит. Что я должна делать — оставить его в покое и ждать, пока все само пройдет, или как-то помочь?
Мы живем в тяжелые времена, в период перед приходом Машиаха. Сказано в наших источниках, что это время самое темное и беспросветное, как час перед рассветом — когда кажется, что утро никогда не наступит. В этот период происходит много бед, несчастья поражают многие семьи. Не менее раза в неделю мы получаем по почте флаеры с просьбой пожертвовать деньги на поддержку очередных вдов и сирот.
Такое положение беспокоит не только детей, но и взрослых. Никто не может гарантировать своим детям, что будет с ними рядом до ста двадцати лет и сможет защитить их. Но важно помнить, что у нас есть Отец, Защитник вдов и сирот, Который никогда нас не оставит.
Чтобы помочь детям справляться с тяжелыми ситуациями, нужно делать три основные вещи.
Первое. Важно беседовать с детьми и помочь им разговориться. Хорошо показать им пример, чтобы они видели, как родители говорят о несчастье, делятся своими мыслями и чувствами. Дети могут присоединиться к такой беседе. Если же дети не говорят об этом, то стоит попробовать «втянуть» их в беседу, используя в меру провокационные вопросы, которые призваны помочь избавиться от тяжелых мыслей и чувств, «выговорить» их.
Когда дети заговорят, мы сможем понять, как они все воспринимают, каково направление их мыслей, какие выводы они склонны сделать. Тогда мы сможем внести коррективы, ведь ход мыслей у детей часто ошибочен из-за их инфантильности. Нужно сказать детям, что если они хотят еще что-то сказать по этому поводу или у них есть вопросы, то мы всегда готовы выслушать.
Второе. Важно направлять беседу в русло основных ценностей. То есть не зацикливаться на вопросах типа «если бы болезнь обнаружили раньше» или «если бы они ехали медленнее», а сконцентрироваться на главном:1) человек не может знать, что с ним случится, и не может уклониться от решения, вынесенного Высшим Судом; 2) какие действия мы можем и должны предпринимать в связи с этим: молиться, давать цдаку, раскаиваться в дурных поступках и менять к лучшему свое поведение (делать тшуву), соблюдать правила дорожного движения, следить за своим здоровьем, страховать жизнь и так далее.
Третье. Важно помочь детям сделать что-то для улучшения ситуации. Например, взять на себя исполнение (или улучшение) какой-либо заповеди, которую не делали прежде. Что-то, что дети смогут принять на себя. Когда человек делает хотя бы что-нибудь для улучшения положения, это придает ему надежды и уверенности.
Если трагедия произошла недавно (неделя плюс), то состояние Вашего сына вполне естественно. Но если оно не меняется с течением времени, стоит обратиться к опытному и знающему педагогу или к профессионалу, обладающему навыками снятия посттравматических явлений.
Всего наилучшего!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.