Темы: Воспитание детей, Дети, Методики воспитания
Как формируется поведение ребенка?
Основы формирования поведения просты: что поощряется — то развивается, что игнорируется — то исчезает. Вы замечаете, что ребенок ведет себя так, как вы бы хотели — поощряйте его! Поощрением является в первую очередь ваше внимание, похвала, поддержка, улыбка, награда (вариантов много). Если желательное поведение игнорируется, оно не закрепляется. Пример: ребенок тихо играет. Вы стараетесь вести себя потише, чтобы он не начал снова к вам приставать, проходите мимо него на цыпочках, чтобы он не отвлекся от своей тихой игры — типичный случай игнорирования желательного поведения. Поведение не получило подкрепления — оно автоматически записвыется в невыгодные действия.
Наоборот — подойдите, поцелуйте, улыбнитесь, похвалите: какой ты умница, играешь сам, ты замечательный!
Если ребенок ведет себя нежелательным образом — контролируйте чувства, реагируйте сухо. Не нужно бури эмоций, возмущения, негодования. Яркие проявления чувств приберегите для положительного поведения! Для отрицательного все наоборот. Наказываете — не сгоряча, а после спокойного анализа ситуации. Изначально, проконсультировавшись с равом или/и специалистом, создайте свод правил вашей семьи. Что можно, что нельзя и каковы санкции. И просто следуйте этому «своду законов».
Пример: ребенок бьет брата. Вы (возмущенно и испуганно): ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?!! Как же так можно?!! Немедленно прекрати!! Я тебя сейчас накажу!
Вы бросаете все и кидаетесь к драчуну — это мощная поддержка нежелательного поведения. Сколько внимания, сколько эмоций! Полученное подкрепление подобного поведения автоматически запишет его (поведение) в выгодные действия. Чтобы этого не произошло, реагируйте холодно («Стоп. Прекратить драку»), говорите спокойно («У нас дома не дерутся»), знайте, что и зачем вы делаете. (Каждый обязан контролировать свои руки. Если ребенок с этим не справляется, ему можно помочь — например, вывести из комнаты).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.