Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Праздники, Школа, Ита Минкина, Младшие школьники
Скажите, пожалуйста: у нас в школе проводится праздник Пурим, в классе еврейских детей двое, наверное, мой и еще один ребенок. А всего человек 5. Меня бесят эти еврейские праздники для неевреев. Дети другие вокруг с крестиками, крещеные. Еврейский праздник. Я своего ребенка на эти праздники не пускаю. Права ли я? Готова поменять мнение. N.
Шалом, дорогая N.!
Ответ на ваш вопрос зависит от атмосферы в классе.
Относятся ли там с уважением к праздникам разных конфессий? Или с безразличием? Как относятся к еврейской теме — и просто к евреям? Пренебрежительно-оскорбительно или нет?
Это зависит и от самого ребенка не в меньшей степени.
Если он может прийти в класс, где учитель с уважением рассказывает о еврейских праздниках, возможно, ребенок даже почувствует себя польщенным вниманием к его Традиции, к его праздникам. Тогда это не причинит вреда.
Но если учитель рассказывает так, что в подаче материала чувствуется пренебрежение, неуважение, то ребенку очень тяжело будет находиться в такой обстановке.
Так что, как видите, ответ на вопрос зависит и от заявленной позиции учителя.
И можно спросить мнение самого ребенка.
Если он в результате религиозного «ликбеза» почувствует гордость: да, это мой народ, древний, большинства его тогдашних притеснителей уже нет: где все эти вавилоняне, египтяне (сегодня на территории Египта проживают арабы, а не потомки тех исторических египтян), где ассирийцы и филистимляне? Нет их, а наш народ жив, здоров и вполне бодр ))
Если в школе приветствуется более близкое знакомство с изучаемым материалом, то можете предложить учителю в качестве учебного пособия хорошие настоящие материалы о еврейских праздниках, не те переводы, которые предлагают «бледное подобие» иудаизма.
Можно привести известную цитату из Марка Твена (она приводится и в книге рава Ицхака Зильбера «Пламя не спалит тебя»).
«Великие империи древности, египтяне, вавилоняне и персы… в свое время … наполняли землю своими шумными голосами, блеском и великолепием. Но время их уходило, и они увядали, превращались в призраки и исчезали. После них пришли греки и римляне, подняли большой шум — но также и они прошли и ушли… И другие народы пробуждались, поднимали зажженный факел, но лишь до поры до времени, пока он не угасал, а сейчас они — либо в предзакатном свете, либо вовсе исчезли, как будто их и не было вовсе. Еврейский народ видел всех, в конце концов, побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения; не уменьшаются его силы, и душа его — бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны — кроме евреев. Великие народы прошли, и только евреи — остались. В чем же секрет вечности евреев?» (Марк Твен, О Евреях, 1898, «Concerning the Jews», Harper's Magazine, September 1899).
Известный историк и философ Николай Бердяев писал (Смысл истории, гл. V, Судьба еврейства):
«…со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указывает, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания».
А вот что писал Александр Куприн в своем рассказе «Жидовка»:
«Удивительный, непостижимый еврейский народ… что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая, огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, стала историческим бредом, далекой сказкой, а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только существует, но сохранил повсюду свой крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил священный язык своих вдохновенных божественных книг… Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других полумифических народов, а он, гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье-то сверхъестественное предопределение».
Так что, дорогая N., как видите, всё зависит от того, как преподавать.
И еще важнее — как говорить об этом с сыновьями дома, так, чтобы их переполняла гордость за свой народ, радость, что они — евреи.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.