Темы: Воспитание детей, Безопасность, Дошкольники, Внутренний мир, Установление границ
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, с какого возраста ребенку нужно объяснять (т. е. с какого возраста он способен понимать), что не со всеми вещами можно играть, не все шкафы можно открывать?
И как до наступления этого возраста нужно реагировать, когда ребенок делает что-то, что ему нельзя (т. е. небезопасно для него или создает много сложностей/работы взрослым)?
(По возможности вещи переложили повыше, чтобы было меньше поводов делать ребенку замечания. Вопрос от мамы ребенка, которому год). N.
Уважаемая N.,
Думаю, что маме придется набраться терпения еще на некороткий срок, поскольку ребенок в это время не «хулиганит», не «мусорит» и не «шалит», а исследует мир и делает открытия.
Считаю, что вы повели себя правильно, убрав всё, что опасно и бьется, но избавиться от работы по складыванию вещей можно, только посадив ребенка в клетку. Это действительно очень утомительно для взрослых, но никакие разговоры о порядке и даже, не дай Б-г, физические наказания не помешают ребенку лезть в шкафы и вытаскивать оттуда вещи. Потому что для него это — лаборатория научных исследований.
Только так нормальные дети постигают, что происходит в окружающем их мире. И если мы сковываем ребенка, мы мешаем его интеллектуальному развитию. А так как каждый родитель хочет, чтобы его дети были умными и развитыми, он должен понимать, что это — цена, которую он платит за их развитие.
Понятно, что это нелегко. Но если мы себе говорим: «Сейчас я позволяю ему развить свои способности и готовлю его к удачной учебе в школе и дальше», то цена не покажется нам такой высокой.
Обычно так называемые «очень спокойные дети» несколько апатичны и, когда им три-четыре года, в садиках начинают жаловаться, что они несколько отстают от других детей в развитии. Так что как раз ребенок, который тихо сидит на одном месте, должен вызывать беспокойство.
Что касается опасных предметов, то нельзя оставлять ребенка без присмотра, так как он еще совершенно неспособен понять, в чем заключается опасность.
Классический пример, как дать понять, что предмет опасен, в тех случаях, когда это доступно: дотрагиваются пальчиком ребенка до горячей печки. Обычно этого достаточно, так как наш годовалый исследователь чувствует боль.
Но, к сожалению, с большинством предметов это сделать невозможно. А поэтому существует целый ряд правил техники безопасности, которые нужно соблюдать так, как мы соблюдаем строжайшие запреты Торы.
Типа: ребенок НИ НА СЕКУНДУ не остается один возле ёмкости с водой (даже ведра для мытья полов). Все электрические розетки находятся выше вытянутой вверх ручки ребенка двух-трех лет. Все химикаты и лекарства заперты на замок. Все острые предметы лежат на высоких полках или в высоких ящиках. При переходе улицы ребенок ПРИСТЕГНУТ в коляске или его крепко держат за руку, и т. д.
Перечисляю эти пункты потому, что, к сожалению, врачи говорят: абсолютное большинство несчастных случаев с детьми происходят дома…
Так что быть мамой годовалого ребенка — это колоссальная ответственность. И только в районе шести-семи лет, когда у детей начинает развиваться абстрактное мышление, можно им объяснить, в чем заключается опасность, которую они не видят.
Желаю маме много материнских сил.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.