Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Кашрут, Детский сад, Германия, Дошкольники, Элияу Левин
Добрый день. Мы живём в Германии, в городе, где только светская (довольно антирелигиозная) община. Сыну надо идти в садик, встал вопрос, отдавать его в немецкий или в «еврейский» садик. В немецком можно будет сказать, мол, они неевреи, у них иначе. В еврейском с этим сложнее, но будет хоть какой-то намёк на еврейство.
Как быть с кошерным питанием и нееврейским досугом (ёлочки и т. п.) в детском саду, учитывая немецкие реалии? N.
Добрый день, N.!
Перед вами очень непростая дилемма. Постановка вопроса свидетельствует о том, что вы серьезные люди и дальновидные родители. Действительно, вопрос тяжёлый, ведь на чаше весов — ваше будущее и будущее ваших детей.
К сожалению, я не знаком со всеми подробностями ситуации. Не всегда необходимо выбирать из двух зол… Будучи знакомым со многими еврейскими семьями в Германии, я наблюдал разные варианты решения подобных вопросов.
В самой Германии выбор, к сожалению, невелик, однако есть немало семей, которые ради будущего детей сменили место проживания и переехали в близлежащие страны с сильными общинами.
Так, например, в Вене есть большая и сильная еврейская община. Не менее сильная община в Антверпене (там есть даже люди, которые перевезли туда семьи и продолжают при этом работать в Германии, курсируя между домом и работой). Есть неподалеку также община Страсбурга. Общины Цюриха и Базеля в Швейцарии.
Если захотите, можем помочь вам связаться с русскоговорящими евреями этих общин для предоставления информации. Само собой, всегда остается вариант переезда в Израиль…
Иными словами, переезд — наилучший вариант решения проблемы. Даже если сейчас это не представляется возможным, задуматься об этом стоит как можно скорее, поскольку со временем ребенок подрастет и проблемы могут только усугубиться.
Пока суть да дело, если в еврейском садике есть кашрут, стоит отдать туда, а дома параллельно вкладывать в развитие еврейского самосознания ребенка.
Желаю вам решить этот вопрос без сложностей и помех и воспитать детей людьми, достойными своего великого народа, в хорошей еврейской атмосфере!
С уважением, Элияу Левин
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.