Темы: Воспитание детей, Скромность, Ципора Харитан, Любовь, Дошкольники, Младшие школьники
Здравствуйте, уважаемые консультанты. У нас возникла такая ситуация. Моей дочери 6 лет, она старшая, кроме нее есть трое мальчиков, старшему 5. У наших друзей, с которыми мы обычно гуляем и ходим на субботу, тоже сыновья возраста 5 и 6 лет.
И вот между детьми возникла симпатия или даже детская любовь. Однажды, гуляя на одной площадке, они держались за руки, до этого этот мальчик говорил (в другой раз), что это его невеста. Ей, конечно же, нравится такое проявление внимания.
Как правильно реагировать на это? Стоит ли перестать общаться? Потому что, когда это было замечено впервые, я стала реже приглашать их на прогулки. Как быть с днями рождения мальчиков? Ведь та семья приглашает, и другая, и в общине все встречаются семьями. Девочка знает, что есть понятие цниют (скромность), и мы объясняем ей постоянно об этом. В общем, как быть и что сказать? Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Поведение, которое Вы описываете, — АБСОЛЮТНО нормативное, ни в чем не нарушает рамки цниюта (скромности). И вполне можно увидеть соседских детей разных полов в возрасте Вашей дочки, которые дружно играют вместе и строят далекоидущие планы на счастливое семейное будущее.
Поэтому реагировать на это важно абсолютно спокойно, с юмором, а не со страхом и цинизмом. И, с Б-жьей помощью, если дети будут расти и развиваться нормально, то в возрасте 9-10 лет, когда это и существенно по Галахе (еврейскому Закону), Вы сами увидите, как они потихоньку отдаляются друг от друга.
Такая «невеста» была у моего брата, такой «жених» был у моей дочери, и никого это абсолютно не смущало в глубоко ортодоксальном обществе, где дети, естественно, учились раздельно.
То, что нужно запрещать из соображений цниюта, — это любые игры, которые носят «более половой» характер, то есть раздевание, демонстрация обнаженных частей тела друг другу — то, что мы называли в детстве игрой «в доктора».
Кроме того, не позволяйте, когда вы у них в гостях или они у вас, детям запираться в комнате одним и играть даже в невинные игры, потому что это может без всякой задней мысли с их стороны перейти в совместное лежание на диване и обнимашки. А это уже та граница, которую переходить не надо.
Но совместные игры на открытом воздухе или в доме под легким присмотром родителей вполне дозволены.
Кстати, хотела добавить, что если мальчики пяти и шести лет демонстрируют друг другу некоторые части тела, это тоже нормативно с психологической точки зрения, но такие игры нужно останавливать со словами, что это нескромно и некрасиво (но без нервов и крика).
Обычно дети, которые в таком раннем возрасте играют со сверстниками обоих полов, потом растут совершенно здоровыми, нормальными и скромными, когда приходят к предподростковому возрасту — 9-10 лет.
Галаха и установила именно в этом возрасте более строгую «воспитательную» границу, когда, например, мальчику уже нельзя уединяться с девочками и женщинами.
Желаю Вам много радости от детей и вырастить их скромными, чистыми и хорошими.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.