Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, РАМХАЛЬ, Дошкольники, Внутренний мир, Общение с детьми
Шалом! Ребенок 4-х лет спрашивает: «Для чего Б-г создал сосульки?» Как правильно ему ответить с точки зрения иудаизма? И будет ли ответ: «Б-г сделал (придумал и сотворил) сосульки для того, чтобы наказывать плохих людей (сбрасывая их сверху)» слишком грубым или не отражающим действительность? N.
Уважаемый N.,
Спасибо за Ваш вопрос.
Давайте сразу договоримся: ни Вы, ни я, ни главный Раввин России или Израиля в точности не знаем, для чего Б-г создал сосульки. И поэтому, если ребенок задал этот вопрос (а таково большинство вопросов, касающихся Б-жественного механизма мироздания), перед нами стоит не задача дать исчерпывающий ответ (так как у нас его все равно нет), а пробудить в душе ребенка желание докопаться до истины и понять Пути Творца.
Ведь понимание Путей Творца — одна из величайших задач души. Рамхаль[i] в книге «Даат Твунот» ставит ее, если не ошибаюсь, второй причиной создания человека — тем, ради чего душа спускается в этот мир.
И вот, разбирая вместе с ребенком этот вопрос — «для чего Б-г создал сосульки?», — мы и воспитываем его в этом направлении — на его детском уровне, так как только на этом уровне он и может разобраться (а не с помощью философских лекций).
И еще момент важный для воспитания (и вообще по жизни): если человек проявил инициативу — задал вопрос, вложил что-то от себя, эта тема для него станет своей, близкой. И разве это не наша родительская задача — чтобы Творец стал для ребенка «Своим» и «Близким»?
Поэтому на вопрос ребенка можно ответить так:
— Ты задал прекрасный вопрос! И знаешь, честно сказать, я не знаю в точности, но мы с тобой можем попробовать понять! А как по-твоему: для чего Б-г их создал? Выдвигай свою версию!
Если ребенок затрудняется, можно предложить, что вы оба по очереди будете выдвигать свои версии. Тут важно не отвергать версии ребенка, даже если они покажутся вам глупыми, если только они не противоречат принципам веры, но и тут делать это деликатно, только тактично направляя, чтобы не отбить у ребенка охоту размышлять о Творце.
Версии могут быть остроумными, практичными, фантастичными, деловыми, какими угодно. Главное, чтобы Вы и ребенок (особенно ребенок, конечно!) получили удовольствие от этого разговора и у ребенка осталось и укрепилось желание размышлять о Творце и о том, какими путями Он управляет миром.
Среди возможных версий (только как отправные точки) могут быть следующие:
Творец создал сосульки для того, чтобы:
— Дать награду людям, которые не ходят под крышами домов, выполняя тем самым заповедь «Берегите же очень души ваши…» (Дварим 4:14; заповедь, повелевающая оберегать жизнь и здоровье).
— Напоминать нам о злодее Амане: как он шел под окнами своего дома и угодил под помои, которое выплеснула из окна его дочь.
— Напоминать людям носить зимой шапки (чтобы амортизировать удар сосульки по голове).
— Например, какой-то человек очень торопится и может поскользнуться и упасть, а тут как раз из-за угла вылетает машина на большой скорости, но тут этому человеку — бац! — большая сосулища падает под ноги! Он останавливаетсяи благодаря этому не попадает под машину!..
— Может быть, что какой-то человек должен обязательно в это время встретить другого человека, но он идет слишком быстро, а тот, наоборот, идет медленно. Но Б-г хочет, чтобы они обязательно повстречались, и тогда под ноги или на голову тому, кто идет быстро, падает сосулька (не смертельно), он притормаживает и через пару минут встречается с тем, с кем нужно.
— Например, какой-то человек думает о чем-то, думает, но никак не может додуматься. Идет себе, идет, и тут — хоп! — ему под ноги или на голову падает небольшая сосулька и у него — раз! — возникает идея! (Как у Ньютона с яблоком).
— Радовать детей видом. Ведь это очень красиво — свисающие сосульки, как в сталактитовой пещере, только изо льда и в ряд.
— Чтобы человек помнил о том, что всё создал Б-г (кстати, давай вспомним, в какой из шести дней Творения Б-г создал воду? — Во второй день).
— Чтобы напоминать нам, что когда сосульки начинают подтаивать и капать, то это начало весны и уже скоро Песах!
Вот такие примеры, и конечно, они одни из многих. Главное — втянуть ребенка в обсуждение этого вопроса, чтобы ему было интересно. Как Вы уже написали, сосульки падают для наказания грешников. Но может быть, что и хорошему человеку сосулька упадет на голову, может быть, для того, чтобы он вспомнил, что перед кем-то забыл извиниться... или ему нужно сделать важный звонок, и тут он вдруг об этом вспоминает!
Желаю много нахат (родительской радости) от детей и от процесса воспитания.
С уважением, Ита Минкина
[i] Раби Моше-Хаим бар Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.