Темы: Воспитание детей, Дошкольники, Ита Минкина, Общение с детьми, Развитие речи
Здравствуйте, уважаемые консультанты! Хотелось бы задать вопрос Ите Минкиной, если это возможно. У меня вопрос относительно моей дочери, ей почти 6 лет. Дело в том, что у неё очень редкое заболевание, которое встречается у 1% детей. Это селективный мутизм (избирательная немота). Она может разговаривать только дома, только с членами семьи.
Она весела, активна, любознательна. Но, выходя из дома, попадая в новую ситуацию, она не может произнести ни звука. За 3 года в детском саду от неё не слышали ни слова — ни воспитатели, ни дети.
Она предпочитает согласиться со всем: ее таскают, как куклу, забирают ее вещи, расплетают ей косы, но она не может сказать им, что ей это не нравится. Даже когда упадёт, она настолько себя сдерживает, что умудряется не заплакать, лишь бы ее голос никто не слышал.
Садик специализированный, группа 6-7 детей, постоянные занятия со всеми специалистами. Но результата ноль. Мы на неё не давим, если давить — закрывается ещё сильнее. Просто говорит, что не хочет ни с кем говорить.
Но, когда возвращается из садика, видно, что у неё накопилось столько всего… Дома это превращается в огромные слёзы, иногда агрессию.
Как ей помочь выйти из этой тюрьмы внутри самой себя? Я в детстве тоже страдала этим заболеванием, но росла в период перестройки, поэтому никто не обращал внимания на мою «особенность» и она сошла на нет.
Может быть, есть специальные молитвы, какое-то объяснение из Танаха? Я уже так подчистила свою речь в смысле лашон а-ра (злословия) в надежде, что это поможет и дочери, что и моя речь сократилась втрое :)
Буду ждать вашего ответа, заранее благодарю. N.
Уважаемая N.,
Вы задаете непростой вопрос. Хорошо, что с ребенком работают специалисты, наверное, можно предположить, что результаты есть, хоть они пока и не заметны. Но вместе с тем важно, чтобы родители мягко и деликатно помогали ребенку.
Стимулируйте дочку к общению, меняя среду. Чаще бывайте в тех местах, которые вызывают у нее положительные эмоции. Сконцентрируйтесь на удовольствии, на приятных впечатлениях, на хороших радостных переживаниях. Научите ее познавать мир в плане его разнообразия: разные вкусы, цвета, формы.
Пусть рассказывает взахлеб о просмотренном фильме или поездке в аквапарк. Если она любит животных и Вы не против, то чаще посещайте зоопарк, живой уголок или даже обычный городской пруд, в котором плавают утки. Если это не подходит, то домашние питомцы помогут создать массу новых сильных и приятных ощущений.
Играйте с ребенком, балуйтесь с ней, шалите, научитесь получать положительные эмоции и давать их. Хвалите за общение и игру с другими детьми, но не с нажимом, а в мягкой форме.
Хвалите мягко и деликатно! Дети, страдающие селективным мутизмом, — деликатные и стеснительные, не терпят агрессивного поощрения. Лучше заменить привычную словесную похвалу жетонами или наклейками.
Создайте дома такую систему поощрения, которая будет наглядной для ребенка. Ответила сегодня в садике? — Держи фишку. Сказала «шалом», когда пришла в садик или ушла оттуда? — Держи фишку. Набрала 7 фишек за неделю? — Держи мороженое! Обязательно спрашивайте у девочки, что бы ей хотелось получить в награду за ее труд.
Вы можете простроить систему постепенного овладения речью. Например, слово «шалом»: научиться говорить «шалом» в садике. Или слово «эфшар?» — «можно?»:
Это только пример, как можно разбить сложную для нее ситуацию на небольшие ступени. Подъем по ним — очень медленный и постепенный. Это делается не для воспитательниц, как, например, слово «шалом», а для нее самой, чтобы она видела: слова могут жить и проговариваться не только дома.
Создайте визуальное расписание, чтобы ребенку было понятно, что его ждет в течение дня. Распишите его максимально подробно, уделяя особое внимание тем ситуациям, в которых ребенку сложно. Старайтесь в описании быть нейтральными, показывая только факты и давая ребенку способы совладания с ситуацией.
Например: если ты не знаешь, можно ли взять, — подойти и покажи это воспитательнице. Обыграйте с ней ситуации, повторяющиеся в саду, чтобы она четко знала, что от нее ожидают и как ей себя вести в них. Можно выйти из этих повторяющихся ситуаций, если вы дома их обыграли, с наименьшим количеством слов и с четко поставленной повторяющейся последовательностью действий.
Стоит попробовать с ней метод «единого мозга» (one brainטיפול מוח אחד, ). Этот метод часто бывает эффективен и при селективном мутизме не требует большого количества посещений.
С пожеланиями терпения, уверенности и удачи во всем и с уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.