Темы: Воспитание детей, Дошкольники, Братья и сестры, Ита Минкина, Установление границ, Наглость
Добрый день! Я хотела бы узнать, как правильно реагировать на вызывающее поведение ребёнка 6 лет. Дочка иногда приносит из садика какие-то грубые слова или жесты, либо просто может начать топать ногами и разговаривать в неуважительной форме (в приказном тоне, топая ногами). Хотела бы понять, как правильно реагировать на это?
Т. к., конечно, хочется наказать, накричать, «поставить на место». Но, во-первых, я вижу, что с ней попытки давления не работают (очень упертая девочка… идёт до конца, даже понимая, что это ей во вред). Во-вторых, я чувствую, что в моменты такого поведения она действительно себя не контролирует и не отдаёт себе отчёт, в том, что она делает.
Единственное, что как-то имеет воздействие, — это беседа после того, как она приходит в себя и мы по-взрослому обсуждаем, что для «бат Исраэль» («дочери Израиля») такое поведение недопустимо и что нужно учиться побеждать свой «йецер а-ра» (дурное стремление).
Но вот что делать в моменты самого конфликта? Нужно ли реагировать, и каким образом? Ведь братья и сестра также видят все это и мучаются и от такого поведения, и от реакции родителей на него! Заранее большое спасибо! N.
Уважаемая N.,
Это правильно — то, что вы с девочкой разговариваете потом, и не стоит преуменьшать значение и влияние таких разговоров.
В момент конфликта нужно посмотреть ей в глаза и ответить спокойно и сухо: «С мамой так не разговаривают. Когда ты успокоишься и будешь говорить с мамой красиво, я тебя смогу выслушать».
И больше не смотрите в ее сторону. Это очень важно. Она должна воочию убедиться, что не выигрывает «сцену», когда разговаривает с мамой подобным образом. Другим детям в тот момент можете сказать: «То, как сейчас она разговаривает, — это неправильно. Так с мамой нельзя разговаривать».
Самое лучшее — если Вы под каким-то предлогом уйдете с детьми из этой комнаты. Это даст ей шанс успокоиться, а вас избавит от необходимости присутствовать при ее поведении. И главное — это лишит ее зрителей и сцены.
Возможно, она обратится к Вам с какой-то просьбой через некоторое время. Тогда скажите ей: «Я рада выполнить твою просьбу или подумать о твоей просьбе, но сначала скажи: “Прости мама, что я так говорила”». Она сказала? Хорошо, продолжайте день дальше.
Лучше не говорить ребенку: «Ты должна извиниться!» В ее возрасте легче воспринимается: «Ты должна сказать мне: извини, мама и т. д.».
Очень важно оставаться спокойной и немного суровой, но не выходить из себя. Когда Вы внешне спокойны и говорите всё, что говорите, уверенным тоном, это дает понять остальным детям и самой девочке, что Вы держите ситуацию под контролем.
Очень важно правильно реагировать, когда слышите, что она говорит какое-то слово или фразу в первый раз. Очень важно именно тогда остановить ее, посмотреть ей в глаза так, чтобы она их отвела или почувствовала смущение, и сказать — тихо, спокойно и сурово: «Так в нашем доме с мамой не разговаривают. Ты меня поняла?» И повторить: «Так в нашем доме с мамой не разговаривают».
Продолжайте спокойно смотреть ей в глаза. Ваши и ее глаза должны быть на одном уровне. Подождите, пока она не отведет глаза или не сделает движение, показывающее, что ей не по себе, неловко. Дождитесь этого. Для девочки шести лет это очень важно. Оставайтесь спокойной и непреклонной, уверенной в том, что Вы говорите.
Потом отпустите ее и не пытайтесь проверить, какое это произвело на нее впечатление, не ищите ее взгляда. Не смотрите на нее. Пусть она сама ищет контакта с Вами. Вы должны быть сильной в этом плане. Морально. В этом преимущество взрослого перед ребенком. Не крики и не наказания, а моральное превосходство, осознание своего психологического преимущества. На этом строится авторитет. Не конфликт испуганного взрослого с упрямым ребенком, а осознание своей правоты и моральной силы.
У нас на сайте есть короткий видео-ответ на эту тему.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.