Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Ревность, Муж и Жена, Отношения с бывшими супругами, Второй брак
Я вышла замуж, будучи мамой маленького ребенка. Мой муж еще до свадьбы стал относиться к нему как к своему. Ребенок тоже принял за должное появление нового папы и сделался уверен в том, что один из тех «троих, кто участвовал в создании человека» (его) — это его новый папа. Ребенка в силу возраста вовсе не смущает то, что у него есть еще и прежний папа, с которым они с огромным удовольствием общаются, изредка встречаясь. Мой муж сказал мне, что:
1. Папа может быть только один, и если папой ребенок будет называть его (и соответствующе к нему относиться), то никаких иных пап быть не должно;
2. Мое посредничество во встречах ребенка с отцом исключено (включая односторонние информационные послания вроде SMS [отвечать у ребячьего отца нет возможности]). Но, пытаясь пойти навстречу мужу, я столкнулась с рядом проблем:
1. У ребенка, как я понимаю, есть заповедь (и особенно актуальна будет она, когда он вырастет) почитания биологического отца наравне с воспитывающим его маминым мужем. Если в детстве не будут сформированы добрые теплые отношения между отцом и ребенком, ребенку будет необычайно сложно почитать и уважать «чужого дядю». И к тому же мне невозможно взять на себя ответственность за разрыв их хороших отношений.
2. У меня нет возможности организовать обмен информацией с отцом ребенка через посредника (мы не имеем общих друзей, которые бы взялись за это и которым можно было бы поручить ребенка для передачи от меня к отцу и обратно). И кроме того мне нужен какой-то способ оперативно доносить до отца желаемую линию воспитания (он готов внимать рекомендациям для того, чтобы не создавать в голове ребенка кашу тем, что один говорит одно, другой другое) и рекомендации относительно еды, досуга и прочего (напоминание, что есть можно только то, что мама дала с собой, а некошерного не есть, в сообщество обнаженных тел на пляжи не ходить, в храмы паломничества не совершать и т.д.). Простая записка совершенно точно будет потеряна/забыта/не прочитана, этот господин натура творческая и ему требуется длительно разъяснять, чтобы он вник и запомнил). Подскажите, пожалуйста, каким образом нужно организовать общение ребенка с его исконным отцом так, чтобы не задевать ничьих чувств и никого не обижать? И, естественно, чтобы эта форма организации общения была согласна с законами Торы. Под каким соусом преподнести это мужу/ребенку? Огромнейшее спасибо! Н.
Уважаемая Н.,
С одной стороны, Вы совершенно правы, нет никаких способов отменить биологическое отцовство и даже при самом лучшем приёмном отце-воспитателе отец и сын, связанные кровной связью, имеют право на нормальное регулярное общение, особенно если родной отец в этом так заинтересован. С другой стороны, так как, судя по всем Вашим письмам, Ваш муж — человек весьма категоричный, Вам будет очень трудно убедить его какими-либо доводами. Кроме того, мне кажется, что за всеми этими разговорами скрывается неуверенность и ревность к Вашему предыдущему мужу.
Поэтому советую обратиться к семейному консультанту или раввину и после нескольких встреч на более нейтральные темы (а судя по другим Вашим вопросам, список не короткий) поднять и этот вопрос. Но не в форме «Как можно сделать, чтобы сын мог правильно встречаться с нерелигиозным отцом?», т.к. в этом случае Вы уже ставите мужа перед фактом, что они будут встречаться, что, несомненно, заденет его. А в форме: «Как правильно себя вести в такой ситуации?», и тогда пусть раввин или семейный консультант, а не Вы, говорит о том, что нельзя разлучить ребёнка с биологическим отцом без непростых психологических последствий для ребёнка.
К сожалению, я не вижу, как в этом вопросе обойтись без помощи третьего лица. Но в любом случае советую: постоянно давайте мужу понять, что не может быть никакого сравнения между ним и Вашим первым мужем, отцом ребёнка, и что теперешний Ваш муж — он для Вас совершенно единственный.
Желаю наладить и эту область взаимоотношений.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.