Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Отношения с детьми от первого брака, Второй брак
Здравствуйте! У меня второй брак, есть маленькая дочь. От первого брака — несовершеннолетние сын и дочь, которые живут с мамой (моей первой женой). Дело в том, что возникают периодически разногласия (трения) с моей теперешней женой, т.к. ежемесячно я выделяю часть своего заработка детям от первого брака, потому что чувствую, что как отец я обязан содержать их, и хочу это делать. Сколько я обязан выделять денег на содержание детей от первого брака? Какие материальные обязательства несет отец перед своими детьми, и до какого возраста? Есть ли практические рекомендации еврейских мудрецов на эту тему? Спасибо большое! С уважением, Р.
Уважаемый Р.,
Я не вхожу сейчас в Ваш конфликт с женой, а хочу объяснить точку зрения иудаизма. В Торе не упоминается забота о детях, т.к. считается, что у родителей есть родительский инстинкт, благодаря которому они сами чувствуют потребность заботиться о своих детях. Первое упоминание обязанности заботиться о детях в Традиции мы видим после разрушения Второго Храма, когда население страшно обнищало и много беспризорных детей оказалось на попечении общины. Тогда Сангедрин, который находился в Галилее, в городе Оша, постановил, что и бедные, и богатые родители обязаны обеспечивать нужды своих детей до шестилетнего возраста. (Так как в те годы ребёнок шести лет уже вполне мог работать как слуга или подмастерье). Дети старше этого возраста и до совершеннолетия — первые, кого родители должны обеспечивать из тех средств, которые они жертвуют на милостыню. Т.е., до десятины. После совершеннолетия ребёнка (религиозное совершеннолетие — 12 лет у девочек и 13 у мальчиков) дети приравнивались в этом смысле к другим бедным родственникам.
В наше время, так как никто не возьмёт на постоянную работу несовершеннолетних детей, можно считать — и так на это смотрит израильский раввинат — что родители должны содержать детей до совершеннолетия (сегодня мы, конечно, не говорим в этом плане о религиозном совершеннолетии).
Думаю, что этими доводами Вы вряд ли убедите жену. Поэтому очень советую показать ей, как Вы цените, что она понимает Ваше желание помочь своим детям. Постарайтесь в каких-то вещах «компенсировать» её за душевные «затраты» и подчеркнуть, что Вы это делаете именно из благодарности за понимание. Уверяю Вас, что Ваша жена — далеко не единственная, кому тяжело принять первую семью мужа. Но если Вы покажете своим отношением, что цените её уступки, а не заставляете её делиться деньгами против её воли, то, думаю, можно будет разрешить этот конфликт. Если же жене иногда кажется, что доля детей от первого брака чересчур велика, проверьте: действительно это необходимо или Вы таким образом компенсируете детей за свой уход, а это может быть не всегда материально честно в отношении новой семьи.
Желаю Вам сохранить хорошие отношения с детьми от первого брака и одновременно построить взаимопонимание с женой.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.