Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Уважение, Общение супругов, Самосовершенствование в браке, Эгоизм, Грубость
Добрый день, уважаемые раввины и консультанты. Хотелось бы спросить у Вас о допустимых для религиозного еврея формах эгоизма (в частности, в отношениях с супругами).
Проблема в том, что мой муж часто мне говорит: слезы — это форма эгоизма, депрессия — это форма эгоизма и все формы заботы человека о себе — это тоже эгоизм. Он прав, и в этом он также ссылается на труды Любавичского Ребе, мне нечего возразить.
Но мне видится, это не слишком конструктивный аргумент, когда я прошу не повышать на меня голос, не оскорблять меня и мою мать, не препятствовать мне в занятиях личными делами. И только и слышу в ответ: «Если бы ты не была высокомерной, а была по-настоящему скромной и понимала, что ты ничто, ты бы на меня не обижалась, а твоё недовольство — это твой эгоизм».
В этом он тоже прав, но у меня появляется подозрение, что он у меня пытается вызвать чувство вины, чтобы я с ним жила. Но так жить не представляется конструктивным. Ведь мы вместе растим детей, а они неизбежно вырастут и будут повторять за отцом, и тогда я боюсь, что я их потеряю — они так же будут меня «ставить на место».
Потому мой вопрос заключается в следующем: есть ли «допустимые» рамки эгоизма для еврейского человека? Т.к. хочется жить тогда по правилам, установленным нашей святой верой, а не по навязываемым двойным стандартам, где одному позволено всё, а другому ничего. Заранее благодарю! N.
Уважаемая N.,
К сожалению, я настолько закоренелая эгоистка, что совершенно не могу себе представить, что, если человек от «чисто еврейского ощущения собственного ничтожества» будет на меня орать и оскорблять мою мать, я из возвышенных побуждений удержусь от крика и альтруистически скажу: «Кричи, дорогой, кричи». Надеюсь, понятно, что всё это сарказм.
На самом деле, да простит меня Ваш муж, тут действительно идет речь о ТАКИХ двойных стандартах, при которых я никак не могу обсуждать, допустим ли для еврея эгоизм.
Потому что трудно поверить, что муж на Вас сердится из абсолютного альтруизма и понимания собственного ничтожества, «битуль а-еш» (обуздания своего эго). А поэтому мне трудно подтвердить свое мнение цитатами. Но две вещи могу сказать.
Во-первых, есть заповедь «вэ-аhавта лэ-рэаха камоха» — «И возлюби ближнего своего как самого себя» (Ваикра 19:18). Т.е. я не могу любить ближнего, если себя я не люблю. Поэтому любовь к себе (не за счет других) предписывается Торой.
Во-вторых, есть знаменитая история, как Гилель обучал иноверца всей Торе, пока тот стоял на одной ноге. Гилель ему сказал так: «ма-ше-сануй алеха аль-таасэ лэ-хаверха» — «То, что ненавистно тебе, не делай другому». Поэтому, если мне не нравится, когда меня доводят до слез или грубо мне отвечают, то я не могу грубо разговаривать с другим человеком или доводить его до слез.
И скажите мужу, что Вы готовы разобраться с вопросами эгоизма у компетентного религиозного семейного консультанта. Желательно — у человека с хорошим знанием Торы, а сегодня таких немало. В том числе и у нас на сайте.
Может быть, с их помощью Вашему мужу удастся понять, что же имеет в виду Торат ХАБАД, когда говорит о «битуль а-еш». Что мне совершенно понятно — речь никогда не идет об обуздании эго другого человека, а только об обуздании собственного эго.
С уважением и пожеланием счастья в семейной жизни, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.