Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Учение Мусар 4. Проверка на полиграфе: загадочная смерть в Шатре Торы

Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Учение Мусар»
Темы: Истина, Рав Хаим Бурштейн, Мусар

Если научиться направлять своё сердце в нужном направлении, оно сможет работать не хуже детектора лжи…

 На этом уроке цикла «Учение Мусар» рав Бурштейн раскрывает метафору: «встроенный полиграф», который каждому из нас показывает, что истина, а что ложь. Только нужно разобраться, как этот механизм работает, и учение Мусар призвано нам в этом помочь. Еще царь Шломо предупредил, что в нас существует что-то подобное, сказав, что у человека есть возможность направить своё сердце в нужном направлении.

Недельная глава «Хукат» говорит: давайте сделаем расчет, какая нам польза от греха и какой вред от заповедей. В этой главе говорится об умершем, в отношении которого Тора призывает нас воспользоваться своим внутренним «полиграфом». «Вот Тора: если человек умрет в шатре». Мудрецы Талмуда говорят, что только тот человек, который умирает в шатре, может приобрести Тору. Умирать в шатре – это значит, умирать в шатре Торы, а точнее – умерщвлять свой грех, своё дурное побуждение – и тогда обретёшь Тору.

В пустыне после смерти Мирьям исчез колодец, который сопровождал евреев. Появился он в заслугу одного человека – Мирьям. Из этого мы должны понять, что у каждого человека есть предназначение и каждый имеет возможность создать в этом мире что-то существенное. Когда колодец пропал, народ стал спорить с Моше, выбрав в качестве повода отсутствие воды. Этот спор был настолько существенным, что даже место это было названо – воды ссоры, «Мей-мерива»: народ решил полностью пересмотреть решение выхода из Египта. Моше-рабейну ударил по скале, из нее потекла вода, то есть результат был получен – так почему же этот поступок Моше был расценен Б-гом как грех?

Мальбим объясняет, что Моше должен был собрать общество, а собрал – толпу. Вс-вышний заповедовал Моше извлечь воду не из полости внутри скалы, а из самой скалы – то есть должно было произойти абсолютное чудо. А для этого народ должен был удостоиться чуда – тем, что соберется в качестве общества, общины. Народ же собрался как толпа, поэтому чудо не произошло.

Какая строка в недельной главе «Хукат» является источником размышлений для всех учителей Мусара? Осознают ли злодеи, что выбранный ими путь ведет их к смерти? Что мы должны выучить из названия одной из остановок в пустыне под названием «Хешбон»? Кому не поможет никакой полиграф?

Материалы по теме


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше