Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Анализ души 27. Рабство и царственная свобода в психологии человека. Иосиф и братья. Глава Ваешев

Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Анализ души»
Темы: Иосиф, Ваишлах, Тора и психология, Рав Хаим Бурштейн, Мусар

Пророческие сны Йосефа, его поиски братьев в окрестностях Шхема, продажа в рабство – из каждого события недельной главы «Ваешев» мы извлекаем глубокие уроки Мусара.

 Эта лекция цикла рава Хаима Бурштейна «Анализ души» – об уроках Мусара, которые мы можем выучить из истории продажи Йосефа в рабство.

Для чего Творец даровал нам способность ощущать стыд? Эта эмоция должна показать человеку, что то состояние, в котором он находится сейчас, не является для него правильным. А вот стеснение может быть разным. С одной стороны, застенчивость свидетельствует о принадлежности к потомкам праотца Авраама. Но иногда стеснительность может быть разрушительно для человека, она может являться свидетельством нашей эмоциональной несвободы.

Дурное побуждение имеет только три инструмента: страсти, зависть и стремление к славе. Животная душа обладает лишь поверхностным знанием. Она видит исключительно глазами плоти, у нее нет знания о том, как предпочесть вечное временному, и она незамедлительно подчиняется дурному побуждению.

Йосеф отправляется к старшим братьям, которые пасли стада в районе Шхема. Это место неслучайно, и Шхем для нас – извечное место несчастий. В дальнейшем Шхем станет наделом колена Эфраима, которое будут стараться исправить его, насколько это возможно. Когда Йосеф искал своих братьев, он встретил человека, который указал ему дорогу – это был Ангел Гавриэль. Урок Мусара для нас в том, что нужно всегда обращать внимание на людей, так как все они являются для нас посланцами Вс-вышнего.

Интересно, что пророческие сны, из-за которых братья так злились на Йосефа, исполнились не  Египте, а гораздо позже. Это произошло когда царство Израиля распалось на две части, и потомок Йеуды Йеровам бен Неват увел от Иерусалима и от Храма Десять колен Израиля, которые в результате пропали в изгнании. Сны Йосефа исполнились именно в его конфликте с Йеудой.

Афтара этой недельной главы – отрывок из книги пророка Амоса. Чем он отличался от остальных пророков? Что требуется от пророков, чтобы  Вс-вышний раскрывал перед ними Свои тайны? Что такое истинное царство, как его видит автор книги «Тайное учение ешивы Тельз»?

Материалы по теме

Тора с комментарием Раши, книга Берешит, глава Ваишлах

Ам Исраэль хай 51. Мусар — этическое возрождение. Рав Исраэль Салантер

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Рабби Исраэль Салантер разработал морально-этическое учение, которое помогло восточноевропейскому еврейству преодолеть трудности. Сферой концентрации мусара стали прославленные ешивы Литвы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Человек, этика и природа

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Этические законы аналогичны Божьему закону, по которому сотворен мир. Единственная разница между ними заключается в том, что этические правила нужны только людям, а законы природы объемлют всю вселенную.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше