Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Суббота, на которую выпадает чтение недельной главы Бешалах, носит особое название — Шабат Шира, Суббота Песни. Разговор идет о той Песне, которую запели евреи при выходе из Египта, когда увидели, что спасены — поскольку армия фараона, спешившая за ними вдогонку, неожиданно утонула. Вплоть до последних минут положение казалось безвыходным: с одной стороны море, с другой преследователи, в середине — несколько миллионов людей, с детьми и стариками, не обученные воевать, скованные тяжелым обозом и стадами скота. Историю Исхода вы знаете: море расступилось, евреи прошли посуху, египтяне бросились за ними, вода сошлась, врагов не стало. Вот тогда и запели сыновья Израиля свою Песню, благодаря Всевышнего за спасение.

Песня называется Шират Аям, «Песня (исполненная) на море». Когда в синагогах во время чтения Торы доходят до стихов этой Песни (книга Шмот, 15-ая глава), все присутствующие встают. Слова «Песни на море» молящийся еврей произносит каждое утро, в конце так называемых Песукей Дезимра (перед молитвой Шма). И все же ее чтение по свитку Торы всегда происходит в атмосфере особого, праздничного подъема. Мы как бы заново переживаем наше спасение, выражая признательность за то, что остались живы.

Живой — по-еврейски хай, две буквы — хет и йод. Если вспомнить, что у каждой буквы есть свое числовое значение, хет — восемь, йод — десять, то получим 18, число, символизирующее жизнь (вы, наверное, заметили, что в Израиле многие носят брошки и медальоны с двумя этими буквами). Так вот, стихов в «Песне на море» ровно 18. Как видим, неслучайно.

Торжественное чтение Шират Аям происходит два раза в году. Первый раз — при чтении Торы в Шабат Шира, когда читается наша сегодняшняя глава Бешалах. И второй раз — на Песах, вернее, на седьмой день праздничной пасхальной субботы. Ибо на седьмой день после Исхода из Египта и произошло чудо на море.

И еще одно неслучайное совпадение с праздниками. Согласно еврейскому календарю, Шабат Шира всегда выпадает на дни, близкие к празднику Ту-би-Шват — или перед ним, или после. Иногда оба эти дня совпадают…

Итак, перед нами «чудесная» глава. Она, на самом деле, рассказывает об одном из самых удивительных чудес, совершенных Всевышним на глазах целого народа. И подобными чудесами полна история еврейского народа. Вот только один из примеров.

В разгар Второй мировой войны литовская ешива «Мир» спаслась от рук нацистов самым удивительным образом. Много книг вышло на эту тему. Одна из них, написанная равом Эльхананом Йосефом Эрцманом, так и называется — Нес Аацала шель Ешиват Мир, «Чудо спасения ешивы Мир».

Рассказывать о переезде из местечка Мир в Вильнюс нескольких десятков ешиботников через охваченные паникой Западную Белоруссию и Литву — это отдельное захватывающее повествование. Еще больше неразрешимых проблем встало на пути из Вильнюса к границе с Россией. Неожиданно ешиботники получают транзитные визы и отправляются в долгое путешествие на восток. Кто ожидал этого от советских властей? Вместо того, чтобы посадить пейсатых евреев в тюрьму или лагеря, русские коммунисты ставят штампы в их паспортах! Разве не чудо? Ешиботники, как интуристы, пересекают Союз и добираются до Владивостока. С ними крупнейшие раввины современности: р.Грозовский, р.Левинштейн, р.Шмулевич, р.Котлер.

Из Владивостока ешива перебирается в Японию, оттуда в «свободный город» Шанхай, который, перед тем как в него вступили японцы, союзники Германии, стал убежищем для тысяч беженцев. Существуют документы, свидетельствующие о тайной договоренности японцев с немцами «окончательно решить еврейский вопрос» в Шанхае. Планировалось, сославшись на американские бомбардировки города, объявить евреям, что их перевозят на безопасный остров, а по пути затопить транспорты с переселенцами. О тайном заговоре стало известно руководителям общины. В последний момент удалось откупиться взяткой в полмиллиона долларов… События разворачивались так, что постоянно только чудеса и невероятные стечения обстоятельств спасали евреев. Ешиботники жили в ветхом здании, а вокруг под ударами авиации рушились целые районы. Но стоило евреям переехать, как на следующий день здание рухнуло. И множество других, таких же невероятных примеров…

Кто-то возразит: ешиву «Мир» спасал Всевышний, но почему Он не спас еврейство Европы? На этот вопрос у нас нет простого ответа. Вышедших из Египта, Он провел через море. Но евреев, оставшихся в Египте, Он не спасал.

Ешива «Мир» была центром, где изучалась Тора. Может, в этом ответ?

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.