Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Пример, как надо читать Тору и какие вопросы надо при этом задавать, находим в книге «Бейт Алеви» рава Йосефа Дова Соловейчика. Краткая справка: раввин из Бриска, раби Йосеф Довер Алеви Соловейчик, 1820-1892, один из крупнейших и авторитетнейших учителей русского еврейства, руководил самой известной ешивой той поры — Воложинской, преподавал в Минске, Слуцке, Варшаве и Бриске (Бресте).

Итак, читаем Тору. Написано, что Яаков по совету Ривки, своей матери, переоделся в одежды Эсава, прикрыл свои гладкие руки овечьими шкурами и вошел в шатер к отцу, к Ицхаку. Ицхак только что отослал Эсава в поле, чтобы тот наловил и принес ему дичи, а за это он получит благословение отца. Все знакомы с этим эпизодом. Все знают, что Яаков обманом получил браху, предназначенную Эсаву, в результате чего еврейский народ произошел от Яакова, а не от Эсава, окончательно отстраненного от наследия Авраама и Ицхака.

Очень непростая, странная история. Прочтите еще раз 27-ю главу книги Берешит. Когда Яаков входит к отцу, тот произносит удивительные слова. Он слеп, почти ничего не видит. Приходит некто, называется его сыном. По голосу — Яаков. Но Ицхак просит подойти его поближе, ощупывает руки и убеждается, что перед ним Эсав. Читаем (стихи 22 и 23): «Сказал (Ицхак): “Голос — голос Яакова, но руки — руки Эсава”, и не узнал его, ибо руки у него были как руки Эсава, его брата, — волосатые; и благословил его».

Произнесена фраза, полная сомнений. Почему же в конце концов решил благословить? Что убедило в том, что перед ним Эсав? Руки Эсава, а голос Яакова. Чему надо больше верить — рукам или голосу?

Вернемся к началу истории. Ривка посылает своего любимца, Яакова, получить браху от отца, притворившись Эсавом. Яаков возражает: а если отец ощупает меня? Он же сразу поймет по моей гладкой коже, что перед ним не Эсав!

Обращаем внимание, что умный Яаков не боится, что его узнают по голосу. Может, у них одинаковые голоса? Нет, ведь Ицхак скажет свою фразу: «голос — голос Яакова…» Значит, голоса у них разные. Почему Яаков не опасается быть разоблаченным как только откроет рот?

Объяснение только одно: не боится, потому что с легкостью может подражать голосу Эсава, — как впрочем и Эсав, который умеет имитировать голос брата. Поэтому опасаться надо лишь непохожести телесной, той, что обнаруживается наощупь. Ривка находит самое простое решение: берем овечьи шкурки и покрываем ими руки.

Но неужели Эсав был настолько простодушен, что не подозревал возможности заговора со стороны Ривки, которая не скрывала своей любви к Яакову и верила, что только от него произойдет еврейский народ? Представьте себе, Эсав допускал, что сюжет может развиваться отнюдь не в его пользу. Поэтому, как только он узнал, что отец готов дать ему долгожданное благословение, он предупредил его о своих опасениях: дескать, скорее всего Яаков, наученный матерью, предпримет попытку получить причитающуюся ему, Эсаву, браху. Как этого избежать? Очень просто, — говорит Эсав, — надо договориться о «симаним», условных знаках, которые, как пароль, помогут вскрыть обман. — Какие симаним? — Когда я приду, я заговорю голосом Яакова, — предлагает отцу Эсав, — потому что Яаков, я в этом уверен, заговорит, придя к тебе, моим голосом, чтобы сбить тебя с толку. Чтобы ты не ошибся, я буду подражать его голосу, со всеми его любимыми словечками, с его вежливостью, с упоминанием имени Всевышнего. А ты можешь проверить — ощупай мои руки и убедись, что перед тобой именно я. Тогда и благословляй.

Так он договорился с отцом. Но Яаков рассчитал на ход дальше. Он пришел — и заговорил своим голосом. Ицхак подозвал его и пощупал руки. После чего сказал, обнаружив, что все условия соблюдены: и голос — голос Яакова, и руки — руки Эсава. Это не было восклицанием-недоумением, он констатировал факт — все как договорились. Написано: «И не узнал его (Яакова) отец, ибо руки у того были как у Эсава — волосатые».

Кстати, посмотрите на арамейский перевод, сделанный Онкелосом. Фраза Ицхака, сказанная неудачнику Эсаву (стих 35) — «Пришел твой брат с обманом и взял твое благословение», — переведена по-другому: «Пришел твой брат с мудростью». Яаков не обманул, он взял то, что ему причиталось. Причем своего голоса вообще не менял, пришел честно и говорил так, как всегда разговаривал с отцом.

К чему ближе хитрость — к мудрости или к обману?..

Так объясняет эпизод автор «Бейт Алеви». На вопрос, почему Эсав вообще захотел взять от отца благословение, предназначенное евреям, можно сказать только одно: да, Эсав отлично знал, что браха ему не полагается. Ривка, его мать, праведница и пророчица, сделает все, чтобы она не досталась Эсаву, охотнику дичи, любителю материальных прелестей жизни. Но попытаться-то можно!

В свое время так поступил Билам, которому Всевышний запретил идти проклинать евреев. Билам сделал все, чтобы обойти запрет; уже и ослица не могла пройти по узкой дороге, которую загородил ангел, а он все понукал ее. Что им двигало? Простая мысль: если Всевышний не дает пути, но оставляет открытой маленькую щель, — лезь в щель, протиснись между ангелом и забором! Чтобы потом не было мучительно больно за неиспользованные возможности.

У евреев по-другому: если Всевышний запрещает, значит нельзя! Надо исправлять себя, надо искать правильные пути. Но не пытайся проникнуть туда, где весит заградительный знак Торы.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…