Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Бен Иш Хай

В годы жизни Бен Иш Хая его город Багдад существенно отличался от того, который нам известен сегодня (Багдад — столица Ирака, но в еврейской традиции эту страну принято называть Бавель — Вавилония). Этот город являлся оживленным центром международной торговли. Многие багдадские евреи были не только знатоками Торы, но и преуспевающими коммерсантами. В следующей истории воссоздается жизнь той эпохи — более века тому назад.

Менаше и Элазар были близкими друзьями, и оба вели торговлю антиквариатом. Однажды им представилась уникальная возможность приобрести несколько редчайших предметов, и этот шанс не следовало упускать. Они вместе поспешили, чтобы встретиться с продавцом.

Их путь пролегал мимо дома, который евреи использовали для молитвы. Девять мужчин собрались там и ожидали десятого для миньяна, чтобы можно было прочитать Кадиш. Когда эти люди увидели двух евреев, проходящих мимо дверей их дома, они попросили: «Пожалуйста, дополните нам миньян. Асири кодеш — десятый свят!»

Антиквары не знали, как поступить. Если они останутся, чтобы дополнить миньян, они наверняка упустят очень выгодную сделку. С другой стороны, безусловно, важной заповедью было ответить Амен йеэй шмей раба на Кадиш, а также предоставить эту возможность другим евреям. Это был трудный выбор…

«Я ухожу, — решительно произнес Менаше. — Остается еще достаточно времени, чтобы прочитать молитву в любой другой синагоге. Я не могу упустить такой золотой шанс!» И он поспешил к месту деловой встречи.

А Элазар остался. И лишь после того, как в миньяне прочли Кадиш, он пустился догонять друга. Но, когда он прибыл на место, то обнаружил, что Менаше уже скупил для себя все по-настоящему ценные вещи. Оставалось лишь несколько совсем ветхих предметов.

Но Элазар не поддался отчаянию. «Всевышний благословит мое дело в заслугу заповеди, из-за которой я задержался», — сказал он себе. Он внимательно осмотрел оставшиеся предметы и выбрал старинную пуховую подушку, чехол которой был украшен искусной вышивкой. Продавец согласился на очень низкую цену, и Элазар отправился домой, довольный тем, что все же ушел не с пустыми руками.

По дороге он ощупывал купленную подушку, осторожно сжимая ее, чтобы определить ее качество. Он убедился, что она уже потеряла мягкость. «Ничего страшного. В конце концов, я умею реставрировать старые вещи», — успокаивал он себя.

Дома он начал вскрывать подушку, чтобы заменить ее содержимое. Из нее высыпались комки слипшихся и заплесневевших перьев. «Эта подушка хуже, чем я себя представлял», — подумал он. Но когда он взял большую охапку негодных перьев, чтобы их выбросить, его чуткие пальцы нащупали в слипшемся комке что-то твердое. «С каких это пор в перьевые подушки стали класть камни?!» — удивился Элазар. Внезапно он задержал дыхание: это был великолепно обработанный бриллиант!

Элазар немедленно отправился в торговую часть города к еврейскому ювелиру и продал драгоценный камень за огромную для него сумму — пятьдесят золотых динаров! «Всевышний действительно благословил меня, — подумал он. — В конце концов, я не остался в накладе».

Но когда он возвратился домой с деньгами, более опытные родственники охладили его энтузиазм. «Тебя просто обманули, — сказали ему. — На самом деле, подобные драгоценные камни стоят как минимум вдвое дороже!»

«Я никогда не отменял своих сделок, — с достоинством сказал Элазар. — И сейчас я тоже не стану просить ювелира, чтобы он возвратил мне этот бриллиант».

Жена попыталась убедить его. «Элазар, — сказала она, — этот ювелир сразу понял, что ты не разбираешься в бриллиантах, и просто смошенничал!».

«И все же я бы не хотел нарушать своего слова! Ведь я согласился на его цену и, в конце концов, для меня эти деньги просто упали с неба! Неужели я должен жадничать и требовать еще больше?!»

«Тут дело не в жадности, а в алахе! — не отступала жена. — Это была сделка по заблуждению! Ведь известно, что, если покупатель, пользуясь неведением продавца, заплатил за товар на одну пятую меньше его подлинной стоимости, сделку можно расторгнуть».

И тогда Элазар решил обратиться к самому авторитетному законоучителю Багдада — Бен Иш Хаю.

Бен Иш Хай внимательно выслушал рассказ этого человека, а затем объяснил ему: «Сынок, ты пять раз ответил Амен на Хаци-Кадиш, который произносили в этом миньяне. А наши мудрецы говорят, что каждый Амен обладает ценностью пяти золотых монет (Тосафот на Бава кама 91б). Поэтому-то Небеса наградили тебя пятьюдесятью золотыми динарами. Но, конечно, основная награда за выполненную заповедь ожидает тебя в Будущем мире».

Таким образом, Элазар удостоился точной суммы, указанной мудрецами! В заслугу за произнесение Амен человеку дается чудесное благословение в этом мире и безмерная награда — в Будущем.

Издательство Пардес


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.