Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отношения между Б-гом и душой подобны связи между Солнцем и его лучами. Мы — продолжение Б-га во времени и пространстве.

Ребе Авраам из Борисова рассказал такую историю.

Однажды он был свидетелем того, как ребе Яаков-Арье из Радзимина приехал в гости к ребе Менахему-Мендлу из Коцка. Как только ребе Яаков вошел в комнату, ребе Менахем повернулся к нему и вскричал:

— Яаков! Скажи мне в нескольких словах, зачем мы, люди, приходим в этот мир?

— Мы приходим в этот мир, — без колебаний ответил тот, — для того, чтобы соединить свои души с Господом (1).

— Чепуха! — воскликнул Менахем. — Мы здесь для того, чтобы поднять Небеса (2)!

Не удовлетворенный ни одним из ответов, ребе Авраам изложил собственный взгляд на вопрос:

— Вы оба по-своему правы. Мы, люди, находимся здесь, чтобы соединиться с Господом и тем самым поднять Небеса (3). Об этом же говорит нам Мехилта (4). Там сказано, что первые пять из Десяти Заповедей имеют соответствие во вторых пяти заповедях. Так, «Я — а-Шем» (5) соответствует «Не убивай» (6). Убить человека — значит совершить преступление против задачи и предназначения каждого — нести б-жественное в мир.

— Таким образом, — продолжал ребе Авраам, — когда Бог спрашивает Каина после того, как тот убил своего брата, Эвеля: «Где Эвель?» и Каин отвечает: «Не знаю, разве я сторож брату моему?», нам следует понимать слова Каина следующим образом: «Я не знал, что мой брат является сторожем Сущего (8), Б-га. Я не знал, что, убивая брата, ослабляю влияние Сущего в этом мире».

  • 1. «Соединить свои души с Господом». — Отношения между Б-гом и душой подобны связи между Солнцем и его лучами. Мы — продолжение Б-га во времени и пространстве. Как же, в таком случае, мы можем быть отделены от Него? Обособленность от Б-га — это состояние сознания, возникшее в тот момент, когда мы забыли о своих подлинных взаимоотношениях с Ним и начали вести себя так, словно Он — нечто, отличное от нас.
  • 2. «Поднять Небеса». — Неужели Небеса могут упасть и их придется возводить, словно леса или башню? Нет. Небо и земля, верх и низ существуют неотделимо друг от друга. Падает не небо, но завеса невежества, заслоняющая от нас истину. Если же кто-то приподнимает эту завесу, кажется, будто поднимается само небо, которое в действительности всегда остается на месте.
  • 3. Двойственное прочтение: «Небеса» нужно «поднять», как завесу, как покрывало (Истины), — но и с Небес тем самым приподнимается покрывало (являя их как Истину).
  • 4. Мехилта: мидраш-алаха к книге Шемот.
  • 5. Ха-Шем — «Имя» (имеется в виду Йуд-Кей-Вав-Кей — четырехбуквенное Имя Б-га, «Собственное» имя, указывающее на сущность Всевышнего). Это Имя не произносится так, как оно написано. Имя Йуд-Кей-Вав-Кей похоже на слово иhйе — «будет» (йуд-эй-йуд-эй), только вторая буква эй меняется на вав, как это бывает при образовании отглагольных существительных. Бог — это Тот, Кто Есть, Был и Будет.
  • 6. Шмот 20:13.
  • 7. Бэрейшит 4:9.
  • 8. В книге Шмот 3:14 Б-г отвечает Моше на вопрос о Его Имени: «Эхье ашер эхье» — «Я Сущий, Который пребудет». Более точный перевод звучал бы так: «Я буду всем, чем буду». В любом случае хасиды понимают это выражение следующим образом: Бог — все, что есть, все, происходящее в каждый момент. Бог — это «Я Сущий» — не существо и даже не Высшее Существо, но сама Суть всякого существа и всякого существования. Это значит, что Он — и Каин, и Эвель, и вы, и я. Именно это имеет в виду ребе Авраам, когда говорит, что каждое существо является хранителем или «сторожем» Сущего. Так же, как волна — «сторож» океана в данной точке пространства и времени, каждый из нас является «сторожем» Б-га. Приняв эту истину по отношению к самим себе, ты примешь ее по отношению ко всем существам. Жизнь была дарована тебе для того, чтобы ты мог это осознать.

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…