Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Дурное начало, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Работа, Мусар, Притчи
Сказано в Псалмах (7): «Кто для меня в небесах, и с Тобой не желал я (никого другого) на земле». А что это значит, ясно из притчи.
Сидел однажды бедняк, зарабатывающий на жизнь поденной работой, в глубокой печали. Встретил его один человек, посочувствовал ему и спросил о причинах его горя, а тот ответил: «У меня уже несколько дней нет никакого заработка!» — «Иди со мной, — предложил новый знакомый, — я дам тебе работу на три месяца; а плачу я щедро». — «А возьмешь ли ты меня постоянным работником?» — «Нет, такой возможности у меня нет». — «Ну, если так, — ответил бедняк, — никак не смогу я наняться к тебе. Видишь ли, я уже несколько лет нанимаюсь к одному и тому же хозяину. И я совершенно уверен, что еще чуть-чуть — и ему потребуются люди. Если я буду занят и не смогу предложить ему свои услуги, он найдет другого на мое место. Когда же закончится срок моей службы у тебя, мне все равно придется идти наниматься к моему постоянному хозяину. Он же, несомненно, ответит мне: “Где же ты был раньше?” — и я потеряю все свое пропитание навсегда. Так что лучше я перетерплю несколько месяцев, но не лишусь постоянного заработка у своего хозяина, который кормил меня, сколько я себя помню».
Совершенно то же самое и здесь. Святой, благословен Он, сотворил душу человека и дал ему тело; Он дарит ему все блага, кормит его, одевает и каждый день дает ему все. А если вдруг случится, что из-за грехов человека Святой, благословен Он, хоть ненадолго скроет от него лицо Свое — тут же появляется злое начало и начинает соблазнять: «Слушайся меня, выполняй мои желания — тогда будет тебе удача на всех твоих путях!» Что же должен человек ответить своему сердцу? «Может, это и правда; может, я действительно ненадолго получу все блага мира. Но чем мне это поможет, когда пройдет это недолгое время и я поднимусь ввысь, в небеса?» Там-то злое начало ничего не даст ему! (На самом деле как раз наоборот: потом злое начало обвиняет человека, желая лишить его будущего мира, о чем сказано в Писании: «И увидел я Йегошуа, первосвященника, стоящим пред ангелом Б-га; и Обвинитель стоит справа от него, чтобы обвинять его». И продолжает Писание: «И произнес ангел свидетельство о Йегошуа, говоря: (…) и дал я тебе ходящих между этими стоящими».) Значит, следует человеку спорить со своим злым началом, так ему говоря: «Когда мне придется предстать перед Вечным Хозяином, Он ведь скажет мне: “Что же ты пришел ко Мне только сейчас, когда ты в нужде? Если ты считаешь Меня царем, почему же ты до сих пор не приходил ко мне (Гитин, 57)?” И к кому же обращусь я там, стоя среди ангелов, каждый из которых может сжечь весь мир дыханием своих уст, если не к Нему, благословен Он, от Которого вся милость и все дары?»
И именно это имеет в виду Писание, когда говорит: «С Тобой не желал я (никого другого) на земле»: не хотел я себе никакого другого господина, кроме Тебя, как на небесах, так и на земле. (И подобное этому прямо говорится в Мидраш Рабба, на раздел «Ваэтханан».)
Нидхей Исраэль, введение
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.