Темы: Суккот, Йом Кипур, Прощение, Лев Кацин, Конфликты и ссоры, Любовь к ближнему
— Не могу простить родителей, — поведал мне в синагоге один молодой человек в День прощения — Йом Кипур. — Я также обижен на своего младшего брата и уже больше года не разговариваю с ним.
— Не могу простить грубости своему двадцатилетнему сыну, — сказал мне знакомый в преддверии праздника Суккот. — Я сказал жене, что не могу больше терпеть его в нашем доме, она же ответила, что если я выгоню сына, то уйдет и она…
Как важно научиться прощать, преодолевая ненужные ссоры и конфликты. Хотя, возможно, нет ничего сложнее, чем простить нанесенную обиду и боль.
Недавно мне довелось услышать оправдание одного человека, который утверждал, что «нельзя же все прощать, как нельзя прощать преступления фашистов». Беда, впрочем, в том, что чаще всего мы обижаемся и обижаем не «фашистов», а самых близких и любимых, а неразрешенные ссоры и конфликты разрушают наши семьи.
Тот, кто не прощает обиды, должен помнить, что этим он прежде всего наносит вред самому себе. Затаенная в сердце обида напрягает и отравляет душу, прощение же приносит облегчение.
Если мы будем строго судить людей, то и Небеса, и окружающие люди будут строго судить нас. Поэтому тот, кто хочет удостоиться прощения, сам должен научиться прощать. В Йом Кипур Всевышний простил еврейский народ за грех золотого тельца, и мы, подобно Всевышнему, учимся милосердно прощать.
Могут ли испорченные конфликтом отношения стать такими, какими они были до ссоры? Они могут стать еще лучше! Искреннее прощение обладает огромной силой объединять сердца, укрепить и углубить взаимоотношения между людьми.
Единство еврейского народа основано на единстве первой еврейской семьи — двенадцати сыновей Яакова. Но ведь в этой семье разгорелся конфликт, братья собирались убить Иосефа, который в конце концов был продан в рабство и провел двадцать два года вдали от любимого отца. Если Иосеф смог простить братьев, тем более и мы сможем простить наших близких!
Неужели единство было достигнуто не несмотря, а благодаря конфликту? Нет. Благодаря прощению, которое является проявлением великодушия. Всем нам следует помнить, что прощение способно обратить ссору в крепкую дружбу, а ненависть — в искреннюю любовь!
Почему за Днем прощения — Йом Кипур следует праздник Суккот? — спрашивал Виленский Гаон. В Суккот евреи сидят в шалашах в память об облаках славы, защищавших народ от знойного солнца Синайской пустыни во времена Исхода. После греха золотого тельца эти облака славы исчезли, однако после того как евреи удостоились прощения в Йом Кипур, Всевышний вернул им свое покровительство, и облака вновь начали защищать евреев.
Шалаш может иметь меньше четырех стен: у сукки должны быть хотя бы две стены, а третья может быть длиною в ладонь. Две стены и ладонь — это намек на руку Всевышнего, объясняет Виленский Гаон. Всевышний прощает в Йом Кипур, обнимает в Суккот и радует в Симхат-Тора вернувшегося к Нему человека.
Так же и мы должны уметь прощать, принимать с распростертыми объятиями и радовать наших близких
Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Суккот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.