Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— В чем секрет твоего долголетия? — спрашивали люди рабби Шимона из Рославля, который дожил до глубокой старости.

— Если человек все время жалуется, что в мире нет справедливости, то Всевышний вынужден забрать его душу и, открыв ему прошлое и будущее, показать: все, что происходит в этом мире, справедливо, — отвечал рабби Шимон. — Я же никогда не жаловался, потому Всевышний не должен был забирать мою душу раньше времени…

Вы улыбнулись, посчитав ответ рабби Шимона шуткой? Однако известный раввин и психиатр Авраам Тверский пишет, что в этой шутке есть доля правды («Leaving Each Week» с. 452). Известно, что психологическое состояние человека влияет на его здоровье, а стресс способствует развитию почти всех заболеваний. Поэтому тот, кто преодолевает обиду и гнев, действительно продлевает себе жизнь…

Моисей возглавил Исход евреев из Египта и мечтал войти в Святую Землю. Узнав, что Всевышний не позволит его мечте осуществиться, Моисей не жаловался, а прославлял Всевышнего, который «праведен и справедлив» (Дварим, 32:4). Хоть Моисей и не постиг разумом причину, по которой ему не позволено войти в Израиль, он все равно выразил веру в то, что «всё, что делается Небесами, — к добру» (Брахот, 60)!..

— Я не понимаю, как все, что происходит в мире, — к добру? — спросили однажды рабби Элимелеха из Лиженска (1717—1787).

— Факт того, что ты не понимаешь этого, — тоже к добру! — ответил ребе…

Кто удостоится прощения в Йом Кипур? Конечно же, важно уметь признавать свои ошибки, исправлять их и принимать волевое решение не повторять их в будущем. Однако как бы глубоко ни раскаялся человек, он все равно может не заслужить прощения из-за строгости Небесного суда. Что же делать? Проявлять снисхождение к другим! Ибо тот, кто прощает других, заслужит прощения Небес!

Как бы ни трудно было нам просить прощения, еще труднее прощать.

«Раскаяние и Йом Кипур искупают вину только перед Всевышним… — пишет Маймонид в “Законах о раскаянии” (2:9—10). — Но тот, кто виновен перед тем, кому он нанес физическую травму, проклял или ограбил его, не будет прощен до тех пор, пока не возместит ущерб и не добьется примирения. Даже тот, кто заплатил пострадавшему, должен просить прощения. И тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить прощения…

Обиженный не должен проявлять жестокость, отказываясь прощать обидчика, ему следует быть отходчивым и великодушным. И когда виновный просит у обиженного прощения, тот должен простить его от всей души. Тому, кто причинил тебе много зла, не следует мстить, не следует припоминать ему этого — таков закон сынов Израиля, но идолопоклонник “хранит гнев свой вовек” (Амос, 1:11)».

Почему идолопоклонник не прощает? Потому что он в действительности поклоняется не идолу, а самому себе, своим желаниям. Он не подчиняется идолу, а манипулирует им. Следовательно, он и не может смириться с тем, что произошло не по его желанию, продолжая «хранить гнев свой вовек». «Тот, кто гневается, как будто служит идолам», — учат мудрецы Талмуда…

Еврей же умеет прощать. И не только потому, что унаследовал характер милосердного Авраама, но и потому, что сохранил его веру в единого Б-га. Осознание того, что «всё, что делается Небесами, — к добру» (Брахот, 60), помогает преодолевать обиду и гнев, смиренно подчиняться воле Всевышнего.

Если кто-то обидел нас, то нужно искать духовную причину случившегося в себе, ведь произошло это по воле Небес и для нашей же пользы. Страдания могут искупать грехи прошлого или быть «страданиями любви», которые может давать любящий отец, упрекая своего сына.

Вера в то, что все происходит по воле Всевышнего, не означает оправдания преступника, который обладает свободой выбора. Однако мы верим, что Всевышний «перевернет» даже злые замыслы человека к добру, сделав их частью замысла Всевышнего, великого Плана истории. Ибо человек предполагает, а Б-г располагает.

В истории Йосефа, например, все попытки братьев навредить ему обернулись добром. Братья продали Йосефа в рабство, а он стал главным министром Египта. Когда двадцать два года спустя братья предстали перед Йосефом, он убедился, что они осознали свою ошибку и раскаялись. Ведь братья не повторили греха, а были готовы отдать жизнь за младшего брата Биньямина. Тогда Йосеф открылся им: «Я — брат ваш Иосеф, которого продали вы в Египет. А сейчас не печальтесь и не гневайтесь, ибо Всевышний послал меня, чтобы спасти вашу жизнь (от голода)» (Берешит, 45:5—8). Слово «сейчас» символизирует раскаяние, умение, сбросив прошлое, начать жизнь сначала, говорят мудрецы.

Йосеф прощает и даже утешает своих обидчиков! Ибо важно не только, чтобы Йосеф простил братьев, но и чтобы они простили себя! Осознание того, что «все, что ни делается, — к лучшему», помогает преодолеть разрушительное чувство вины, сбросить тяжесть прошлого и начать новую жизнь. Тот, кто умеет прощать себя, умеет также и прощать других. А тот, кто прощает других, сам удостаивается прощения!

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.