Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Трапеза, Рош Ашана, Еврейские праздники, Реувен Пятигорский, Обычаи
В этом году праздник еврейского Нового года, Рош-Ашана, наступает вечером в пятницу 18 сентября. Праздничными являются оба первых дня месяца тишрей, поэтому праздник кончится с появлением на небе первых звезд вечером 20 сентября. Все это время нельзя делать никакой работы, кроме приготовления пищи непосредственно для нужд праздника. Но все, что можно сделать заранее, делается до зажигания праздничных свечей.
К столу принято подавать сладкие блюда и фрукты: мед, финики, гранаты, яблоки, — чтобы год был «сладким», а также голову рыбы, произнося при этом «чтобы мы были в голове, а не в хвосте». Горькие и соленые блюда убирают подальше. Надо сделать все, чтобы Рош-Ашана стала добрым знаком на весь год. Поэтому в эти дни стараются избегать гнева и строгого отношения к людям. Впрочем, это правило хорошо для всех дней года.
Утром в синагоге трубят в шофар. Звук шофара напоминает нам о пророчестве, в котором сказано: «И настанет день — затрубит великий шофар, и придут потерянные (евреи из других стран)… И падут ниц перед Всевышним на святой горе (в обновленном Иерусалиме)» (Йешая 23). Все евреи должны выполнить заповедь «слушать голос шофара на Рош-Ашана».
В оба дня Рош-Ашана принято не спать с восхода солнца до полудня. Потому что, как сказано в Иерусалимском Талмуде: «вместе с человеком в Рощ-Ашана спит его счастье». Строго говоря, нет разницы между тем, кто бездельничает, и тем, кто спит. (Кто бездельничает в праздник? Тот, кто не учится, не молится и не сидит за праздничным столом.)
В Рош-Ашана едят, пьют и веселятся. В этот день запрещено поститься, даже если на то есть причина. И хотя это день Суда, когда Всевышний судит весь мир и когда все люди проходят перед Ним со всеми своими делами и помыслами — «как стадо перед пастухом», — тем не менее надо выполнять заповедь «быть радостным во время праздника». Про праздник Рош-Ашана сказано в Книге пророка Нехемьи: «Идите, ешьте мясное и пейте сладкое (вино). Тому, у кого нет ничего, тоже пошлите. Не огорчайтесь, ибо в радости (перед) Всевышним — ваша сила».
Все же не стоит злоупотреблять радостями стола, чтобы не забыть о страхе перед Создателем, Который именно в этот час судит нас. Так написано в Шульхан-Арухе.
Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.