Из цикла «Законы трех недель», темы: 9 Ава, Чтение Торы, Синагога, Эйха, Молитва, Траур по Храму
Молитвы и порядок дня 9 ава
А. Вечер 9 Ава
Снимается פרוכת
Может ли скорбящий пойти в синагогу?
Согласно тем алахическим авторитетам, которые позволяют скорбящему пойти в синагогу во время первых трех дней шива, אונן [скорбящий до того момента, как состоялись похороны покойного] может пойти в синагогу после окончания похорон и может оставаться там до завершения קינות, но не может идти накануне вечером (מ"ב שם).
Скорбящий в период шива может быть вызван 9 ава к Торе и может получить мафтир, поскольку 9 ава все мы находимся в трауре (קש"ע קכ"ד: ד).
Снимание обуви
Приглушение света
Следовательно, там, где по обычаю только хазан читает איכה, нужно обеспечить достаточное освещение лишь для него (מחבר שם וע" מ"ב ס"ק ט"ו). Если обычай таков, что каждый человек читает тихо вместе с хазаном, то можно зажечь свет или разместить свечи во всех частях синагоги, чтобы было возможно читать (מ"ב שם). Те, кто по обычаю зажигают особые свечи для молитвы, не могут сделать это на утреннюю молитву, но для минхи это разрешено (מ"ב ס"ק ט"ו).
Те, у кого есть обычай зажигать свечи, когда вносят младенца на обрезание, могут это делать 9 ава (שם).
Маарив
После שמונה עשרה произносится קדיש שלם с תתקבל (מ"ב ס" תקנ"ט ס"ק ד"). Прочие קדישים, произносимые до конца шахарита (см. 7 и Б 8), однако, говорятся без תתקבל (רמ"א שם ס"ד, שעה"צ ס"ק ג", וע" אג"מ או"ח ח"ג ס" פ"א). Причина заключается в том, что תתקבל צלותהון значит, что наши молитвы будут приняты, но ведь сказано שָׂתַם תפלתי (איכה ג: ח) — «Он отверг мою тфилу" (ב"י וכ"כ הגר"א ס"ק י"ג).
Мы узнали выше (см. Часть IV В 6), что на исходе субботы благословение בורא מאורי האש произносится на свет свечи (ס" תקנ"ו). Это должно быть сделано после маарива перед чтением איכה (מ"ב ס"ק א" ואם שכח לברך אז יברך כל הלילה).
Чтение איכה
Читая איכה, следует делать небольшие паузы между стихами, и паузы побольше между частями (מ"ב ס" תקנ"ט ס"ק ב"). איכה читается тихо и печально (רמ"א ס" תקנ"ט ס"א). Хазан читает каждую часть немного громче, чем предыдущую (ע" רמ"א שם וקש"ע קכ"ד: א). Последний стих в каждой части читается громче, чем остальные стихи данной части (מ"ב שם ס"ק ב", קש"ע שם).
После איכה
Сон без удобства
9 ава человек должен уменьшать удобства и удовольствия, как только может (רמ"א שם).
Б. Утро 9 Ава
Мытье
Талит и тфилин
Тфилин не надеваются по причине того, что они названы פאר — «украшения", и не подобает носить украшения в самый горький и печальный день еврейской истории (מ"ב ס"ק א" וערה"ש ס"ב).
Мы увидим ниже (см. В 3), что талит и тфилин надеваются в минху (ס" תקנ"ה ס"א).
Раннее начало молитвы
Шахарит
רבי ישמעאל, איזהו מקומן, פרשת התמיד читаются, как обычно, но не читаются остальные קרבנות (ס" תקנ"ד ס"ד ומ"ב ס"ק ז" וע" ערה"ש ס"ה). Читается מזמור לתודה, затем следуют פסוקי דזמרא, ברכות קריאת שמע, קריאת שמע, שמונה עשרה (ע" מ"ב ס" תקנ"ט ס"ק כ" ו ס" תקנ"ד ס"ד ומ"ב ו").
חזרת הש"ץ
Если хазан пропустил עננו в том месте, где его следовало прочитать, то он должен прочитать его в שמע קולנו, но в завершение произнести заключительное благослование שמע קולנו (רמ"א ס" קי"ט ס"ד ומ"ב ס"ק י"ט, ואם שכח גם בש"ת ע" מ"ב שם).
После חזרת הש"ץ
Чтение Торы
קינות и окончание שחרית
После קינות произносится אשרי, но не למנצח (רמ"א שם ס"ד, וע" מ"ב ס"ק י"ט). В ובא לציון пропускают слова ואני זאת בריתי (קש"ע שם). Затем следует קדיש שלם без תתקבל (שם). Читают עלינו, а затем קדיש יתום, שיר של יום не говорится (שם). Те, кто читают פיטום הקטרת, утром 9 ава этого не делают (ע" רמ"א ס" תקנ"ט ס"ד ומ"ב ס"ק כ"). Будет правильно прочесть איכה индивидуально в течение дня (מ"ב ס"ק ב").
Нельзя отвлекаться от траура
Обрезание
Если мать младенца не постится (см. Часть V Б 1, 2) и присутствует при проведении обрезания, она должна выпить бокал, иначе его следует дать выпить несовершеннолетнему (ע" מחבר שם ומ"ב ס"ק ל" ובאה"ט ס"ק י"א).
Родители младенца, моэль и сандак могут сменить одежду, как на субботу (שם ס"ח) (см. Часть III Г 10), но должны снять ее сразу по окончании церемонии обрезания (מ"ב ס"ק ל"ד). Носить обувь им не позволено (ב"ה שם ד"ה ומותר).
Обрезание и выкуп первенца в перенесенный пост 9 ава
Если обрезание проводится 9 ава, которое не было перенесено, то они должны довести пост до конца (מ"ב ס"ק ל"ה, ולענין יולדת כתבנו לעיל).
Таким же образом, если выкуп первенца выпадает на 9 ава, которое было перенесено [то есть 31-й день выпадает на воскресенье 10 ава], некоторые алахические авторитеты считают, что отец и коэн не обязаны продолжать поститься до конца (מ"ב ס"ק ל"ח). Тем не менее, если выкуп первенца выпадает на 9 ава, которое не было перенесено, они обязаны поститься до конца (כ"מ משם). Точно так же, если 31-й день выпадает на субботу, когда нельзя проводить выкуп первенца, то в воскресенье, когда будет выкуп первенца, необходимо поститься (מ"ב שם).
Посещение кладбища
Не говорят צדוק הדין
Приготовление трапезы
В. День 9 Ава
Что разрешено после полудня?
Возвращение פרוכת
Талит, тфилин
Перед минхой
Минха
Читается שמונה עשרה. В благословении ולירושלים говорят вставку נחם, а в благословении שמע קולנו — вставку עננו. Если забыли вставку נחם в ולירושלים, то можно сказать ее в רצה перед словами ותחזינה [но завершающее благословение будет не ברוך מנחם וגו", а ותחזינה] (מ"ב ס" תקנ"ז ס"ק ב" וע" ב"ה ד"ה בבונה שדחה דברי הט"ז וכך הוא בקש"ע שם שכ" שיאמר בש"ת). Если пропустили עננו или נחם и уже сказали ברוך אתה ה", то продолжают שמונה עשרה и говорят это в אלקי נצור перед יהיו לרצון (ס" תקנ"ז וע" מ"ב ס" קי"ט ס"ק י"ט). Говорится שים שלום.
Тот, кто должен есть 9 ава, читает נחם в שמונה עשרה, но не говорит עננו (פוסקים).
חזרת הש"ץ
(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы