Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывки из книги «Законы трех недель» (Бейн Амецарим)

Употребление мяса и вина в период с 1 по 9 ава — «Девять дней»

Причина обычая

  1. Во время «Девяти дней» (во второй половине трех недель траура «Бейн аМецарим») принято воздерживаться от употребления мяса и вина (ס" תקנ"א ס"ט ומ"ב ס"ק נ"ח). Причина обычая в том, что человек испытывает радость, употребляя в пищу мясо и вино (פוסקים). Кроме того, это должно напомнить нам о приношениях мяса и вина, которые прекратились из-за разрушения Храма (ערה"ש ס" תקנ"א ס" כ"ג).

Когда это разрешено?

  1. Употребление мяса и вина разрешено в субботу или на трапезу, связанную с заповедью (сеудат мицва) (מ"ב ס"ק נ"ט ורמ"א ס"י). Следовательно, мясо и вино дозволены на трапезе, связанной с обрезанием, выкупом первенца или на сиюме (רמ"א שם). Законы сиюма обсуждаются ниже (см. 6—12).

Вино для биркат амазон и авдалы

  1. При чтении биркат амазон в течение «Девяти дней» не используют бокал с вином, за исключением субботы и связанной с заповедью трапезы (רמ"א שם ומ"ב ס"ק נ"ט). Начав субботу еще в пятницу днем, можно употреблять мясо и вино и до захода солнца (כך נראה). Точно так же, если третья субботняя трапеза затянулась до наступления ночи, мясо и вино разрешены, пока человек не помолился маарив (מ"ב ס"ק נ"ו).

Что касается авдалы, то хотя есть алахические авторитеты, разрешающие пить вино (מחבר ס" תקנ"א ס"י), у некоторых есть обычай использовать вино и давать его выпить ребенку (רמ"א שם, ודוקא בהגיע לחינוך ואינו יודע להתאבל על ירושלים ע" מ"ב ס"ק ע" ערה"ש ס" כ"ו, ומותר לשתות שכר כרמ"א ס" י"א). По этому обычаю, если нет ребенка, то вино может быть выпито взрослым (רמ"א שם). Есть также обычай использовать для авдалы пиво (ערה"ש שם).

Употребление куриного мяса и еды, сваренной в мясной посуде

  1. Обычай не употреблять в пищу мясо относится также к курице и иной птице (מחבר שם). Кроме того, не следует употреблять пищу, приготовленную вместе с мясом или с мясным жиром, если только немясная составляющая не превосходит объем самого мяса в 60 раз или если в еде не чувствуется вкуса мяса (ע" מ"ב ס"ק ס"ג ושעה"צ ס"ק ס"ט).

Пища, приготовленная в мясной посуде, но не содержащая самого мяса, разрешена (מ"ב שם).

Употребление мяса в случае болезни

  1. Если человеку требуется мясо по причине слабости или болезни, то это разрешено (ע" מ"ב ס"ק ס"א). Также беременные или кормящие женщины могут употреблять в пищу мясо, если им сложно питаться молочными продуктами. Однако таким людям предпочтительно употреблять мясо курицы, если их состояние это позволяет (ערה"ש ס" כ"ו).

Если это возможно, то даже им следует воздержаться от употребления мяса, начиная с 7 ава (מ"ב שם) (Точно так же, с 7 ава предпочтительно не подавать мясо даже на сиюм) (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל).

Этот обычай не употреблять мяса в течение «Девяти дней» относится даже к детям, за исключением слабых и больных (ערה"ש ס" כ"ו. ונראה דתינוק פחות מבן ט" [דחשיב בכ"מ כחולה שאין בו סכנה] אם רגיל בכל יום לאכול בשר וקשה להאכילו מאכלי חלב דיש להקל).

В каком случае устраивают сиюм?

  1. Сиюм устраивается при завершении изучения трактата Талмуда или седера Мишны. Сиюм также может проводиться при завершении углубленного изучения книги Танаха с использованием комментариев ришоним (ע" אג"מ או"ח ח"א ס" קנ"ז).

В каком случае позволено есть мясо на сиюме?

  1. Человеку позволено есть мясо во время «Девяти дней», если он изучал и завершил трактат в ходе регулярного изучения. Однако ему не следует спешить (если это делается за счет снижения качества изучения) или задерживать завершение трактата исключительно для того, чтобы устроить сиюм во время «Девяти дней» (ע" מ"ב ס"ק ע"ג וכה"ח אות קס"א).

Кто может участвовать в сиюме?

  1. Когда трактат был должным образом завершен, не только сам изучивший трактат, его семья и те, кто помогает устраивать трапезу (например, официанты) могут есть мясо, но даже его родственники и друзья (מ"ב ס"ק ע"ה). Даже если они и не учили (и не закончили) трактат вместе, им также позволено есть мясо при условии, что в обычное время их также пригласили бы участвовать в сиюме или в ином праздновании (שם וע" ס"ק ע"ו וערה"ש ס"ל וכה"ח אות קס"ה).

В неделю, на которую приходится 9 ава

  1. Эти законы действуют до той недели, на которую приходится 9 ава[1]. В течение этой недели число людей, участвующих в сиюме, должно быть ограничено миньяном, не считая родственников самого завершающего трактат и тех, кто помогает в устройстве трапезы (רמ"א ס"י ומ"ב ס"ק ע"ז). Те, кто обычно едят вместе с завершающим трактат (например, участники летнего лагеря, учащиеся ешивы), могут также есть мясо на сиюме, даже если они многочисленны (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל).

Если кто-то не слышал сиюма

  1. Хотя предпочтительнее слышать сиюм, тот, кто имеет право есть мясо на сиюме, но не слышал самого сиюма, должен проконсультироваться с раввином (ונראה דשרי. וע" מ"ב ס"ק ע"ה ומי ששולחין לו לביתו אסור לו לאכול").

Отказ от употребления мяса на сиюме

  1. Мы выяснили, что дозволено употреблять мясо на сиюме. Некоторые придерживаются обычая не есть мясо в течение «Девяти дней» даже на сиюме. Завершая трактат в ходе “Девяти дней”, они откладывают сиюм на время после 9 ава, чтобы отпраздновать должным образом и почтить Тору (ערה"ש ס" כ"ח).

Тот, кто ест мясо

  1. Тот, кто ест мясо во время «Девяти дней» при обстоятельствах, когда это запрещено, нарушает запрет, сравнимый с обетом, и демонстрирует, что память о Храме для него не значима (ע" ס" תקנ"א ס" י"א וערה"ש ס" כ"ג).

[1] Когда 9 ава выпадает на воскресенье или выпадает на субботу и переносится на воскресенье, многие алахические авторитеты считают, что предыдущая неделя не считается «неделей, на которую выпадает 9 ава» (ע" ס" תקנ"א ס"ד וכה"ח אות קס"ו וש"פ).

(продолжение следует)Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.