Глава «Ноах» книги «Берешит» начинается словами «Вот жизнь Ноаха» и рассказывает о праведнике Ноахе, лучшем человеке в неправедном поколении, которое называют поколением потопа. Всевышний обрушил с небес сорокадневный потоп, вместе с этим поколением уничтожив все живое на земле. Уцелели только Ноах, три его сына: Шем, Хам и Ефет — и их жены. Они спаслись в ковчеге, построенном Ноахом по приказу Всевышнего. По приказу Всевышнего Ноах ввел также в ковчег по паре от всех животных, птиц и пресмыкающихся (от чистых, т.е. кашерных, животных — по семь пар).
Глава рассказывает далее о потопе, новом заселении земли, строительстве Вавилонской башни, родословной сыновей Ноаха, рождении первого еврея — Авраама.
ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ
Выражение «Ноев ковчег» известно, наверно, каждому: и читавшим, и не читавшим Тору. Ной (Ноах на иврите), его семья и опекаемые ими животные были единственными, кто, по воле Всевышнего, спасся в ковчеге от потопа, которым Б‑г счел необходимым очистить мир.
Очистить от чего?
«И сказал Б-г Ноаху: Конец всякой плоти настал предо Мною… Я истребляю их с земли» (6:13), потому что «извратилась земля перед Б‑гом» (6:11).
В «Беседах о Торе» мой отец и учитель рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, цитирует выдержку из Талмуда: «Поколение потопа возгордилось из-за того, что слишком хорошо им жилось» (Санедрин, 108а) — и объясняет: «Эти люди жили не зная, что такое голод, тяжелый труд, мучительные болезни, лагеря, тюрьмы… земля была щедра к ним», а наказания Свыше они не боялись, чувствуя себя прекрасно защищенными в этом благоустроенном мире. Гордыня и самоуверенность привели к тому, что люди стали нарушать законы, предписанные им Б-гом, и беспорядочно спариваться с кем попало, в том числе и с животными.
К чему это привело? Нарушение закона извращает человека. Лиха беда начало, как говорится, и в следующий раз ему уже легче уступить прихоти. Сегодняшние поступки человека формируют его завтрашние действия, и если это дурные поступки, человек «портится».
Но ведь в Торе сказано: «извратилась земля»? Почему — если речь идет о людях?
Рав Иосеф-Дов Соловейчик из Бриска в книге «Бейт-а-леви», посвященной комментариям на Хумаш (Пятикнижие), объясняет: люди оказывают влияние на самих себя, на других людей и на окружающую среду. Не только на животный, но даже и на неживой мир. Не в том смысле, что они способны повернуть русла рек и вывести новую породу скота, а в том смысле, что всякий их поступок влияет на состояние мира. И не только поступок, совершенный у кого-то на глазах и вызвавший подражание, но и то, что мы делаем, находясь наедине с собой.
Действия поколения потопа повлияли на животных так, что те, хоть и не имеют свободы выбора, изменили своей природе и стали смешивать виды — «извратились».
Можем ли мы непосредственно увидеть результаты такого влияния? Трудно сказать. Но, может быть, именно особой атмосферой, порожденной преступлениями фашизма, объясняются активное участие жителей оккупированной немцами Прибалтики в массовых убийствах евреев во время Второй мировой войны или послевоенные еврейские погромы в Польше. Совершенно очевидно, например, что человека меняет переезд на новое место, в новую страну, что он испытывает на себе влияние иной атмосферы. Говорят мудрецы, что на атмосферу в городе влияет присутствие в нем праведника.
Таким образом, обладая способностью не только прямо, но и косвенно, духовными путями, влиять на самого себя, на окружающих и на состояние мира в целом, человек может сделать много хорошего и себе, и другим. И будем помнить: хорошее дело влечет за собой возможность хорошего дела. Мицва горерет мицва, как сказано в Пиркей авот, 4:2.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.