Темы: Недельная глава, Ваикра, Давид, Шауль, Рав Бенцион Зильбер, Цари Израиля, Хизкияу
ПРИКАЗ И ИНИЦИАТИВА
Шауль — первый из еврейских царей — был помазан на царство пророком Шмуэлем по приказу Всевышнего. После войны с Амалеком, которую Шауль провел не совсем так, как ему было предписано: оставил в живых царя Агага и лучший скот амалекитян, — Всевышний лишил Шауля царского величия и могущества, лишил его качества «царь», хотя на троне Шауль остался.
Царь Давид, находясь на престоле, тоже совершил серьезное прегрешение в известной истории с Бат-Шевой, но «по качеству» остался царем, а наказан был Всевышним другим образом. (Что значит «лишиться царского качества», почему Шауль нарушил волю Всевышнего и в чем именно заключалось прегрешение Давида — сложные вопросы, каждый из которых может быть отдельной темой.)
Почему из двух царей, совершивших прегрешение, один «внутренне» перестал быть царем, а другой — нет?
Комментатор Торы Мальбим, отвечая на этот вопрос, называет несколько причин. Две из них понятны по самому содержанию событий.
Первая — это то, что прегрешение Шауля относилось к сфере его царских функций. Если Давид согрешил в личной жизни, как частное лицо, то Шауль, можно сказать, сам вывел себя за рамки «служебной компетентности», «не справился» со своей царской задачей.
Вторая причина заключается в реакции Шауля на упреки пророка Шмуэля и в реакции Давида на упреки пророка Натана в связи с их неправедными поступками. Давид сразу признал свою вину и покаялся. Шауль считал, что он «исполнил… слово Г-спода» (I Шмуэль, 15:13) и объяснял Шмуэлю, что оставил часть скота для жертвоприношений Всевышнему и сделал это по желанию народа, пойти против которого ему помешала скромность. Шауль осознал и признал свою ошибку только после того, как пророк объяснил ему, что в глазах Всевышнего «послушание лучше жертвы» (там же, 15:22).
Анализируя этот вопрос, рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, останавливался на третьей, не столь явной причине лишения Шауля царского достоинства. Рав Шмулевич говорил, что это произошло потому, что служение Шауля Всевышнему (авдут) было неполным, так как он считал возможным «корректировать» приказы Свыше собственными соображениями.
Говоря о том, как наша инициатива должна соотноситься с выполнением заповедей Всевышнего, гемара в трактате «Брахот» рассматривает следующий эпизод.
Когда царь Хизкияу заболел, навестить его пришел пророк Ишаяу. «Ты умрешь, — сказал он царю, — и не будешь жить» (это не ненужный повтор, а предсказание физической смерти и посмертной гибели души, отсутствия для души Хизкияу Будущего мира). Пророк объяснил царю, что это страшное наказание следует ему за невыполнение заповеди плодиться и размножаться. Хизкияу возразил, что сделал это не без оснований: ему пророческим путем дано было знать, что его потомки будут дурными людьми, и он не стал заводить детей. «Не твое дело тайны мира», — отвечал ему пророк.
Преднамеренное невыполнение заповеди плодиться и размножаться, несомненно, грех. Но трудно ожидать, что за него следует такое суровое наказание. Действительно, дело не в том, что Хизкияу не выполнил заповеди, а в том, почему не выполнил. Объяснение Хизкияу — грех еще более тяжелый, чем невыполнение самой заповеди. Мотивы, по которым он ее не выполнил, хуже невыполнения. Никакие собственные соображения и расчеты не должны мешать человеку выполнить действия, которые предписаны ему Всевышним прямо и четко.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы