Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки

«Мишпатим» — шестая глава книги «Шмот». В ней Всевышний сообщает Моше законы, которые Моше должен пересказать евреям: «И вот законы, которые ты предложишь им…»(21:1). Сразу за этой фразой начинается изложение законов и продолжается до конца главы. В основном эти законы касаются отношений между людьми, главным образом финансовых и имущественных.

В предыдущей главе, как мы помним, речь идет о получении Торы у горы Синай. «Примыкание» двух этих тем показывает, что Тора придает отношениям между людьми исключительно большое значение.

Глава содержит 53 заповеди из 613, данных нам Торой. Среди перечисленных в главе заповедей — предписание соблюдать субботу.

В конце главы Моше по приказу Всевышнего поднимается на гору Синай. Он находится там сорок дней и сорок ночей.

Эта суббота — последняя перед наступлением месяца адар, с началом которого во времена Храма начинался сбор взносов на покупку животных для общественных жертвоприношений. Тора обязывает каждого взрослого мужчину-еврея один раз в год, до наступления месяца нисан, внести в сокровищницу Храма половину шекеля — серебряную монету весом без малого двести зерен ячменя. В связи с этим в дополнение к недельной главе в нынешнюю субботу в синагогах читают отрывок «Шкалим» из главы «Ки тиса» («Когда будешь исчислять»), девятой главы книги «Шмот».

ОТДЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТОРЫ

Тора говорит: «Шесть дней делай свои дела, а в седьмой день пребудь в покое, чтобы отдохнул твой бык и твой осел и отдыхал сын рабыни твоей и пришелец» (Шмот, 23:12).

Как видим, отдых в субботу предписан не только еврею. Отдыхать должен, в частности, и домашний скот еврея. И дело не в том, чтобы хозяин быка — еврей, которому работа в субботу запрещена, — не «задействовал» на пахоте или в перевозках своего быка. «Еврейского» быка нельзя отдавать и в наем нееврею так, чтобы тот работал на нем в субботу.

«Мехилта» спрашивает: в таком случае, может быть, быку запрещено щипать в субботу траву? (Срывать растения или плоды и листья с дерева — одна из разновидностей работ, запрещенных в субботу.) Может быть, его надо снабдить сеном и запереть на субботу в коровнике? Нет, — отвечает «Мехилта». Щипать траву быку или ослу разрешено. Почему? Потому что это его форма отдыха. То, что быку или ослу доставляет удовольствие, в разряд работ для него не включено. Запрещенные работы для него — это те, которые человек заставляет его выполнять.

А как с удовольствиями в субботу для человека? Среди работ, запрещенных ему в субботу, немало весьма приятных занятий, например, поездки на пляж, посиделки с друзьями у мангала. Позвольте, но разве же это работа? Это самый качественный отдых! Верно. Но отдых — для осла. Или для быка. Под отдыхом для которых Тора подразумевает положение, когда никто ими не командует. А человеку, который призван командовать, властвовать над природой, Тора предписывает совсем другой тип отдыха в субботу.

Как замечает один из комментаторов Торы рав Шимшон-Рефаэль Гирш, Тора, говоря о запрещенной в субботу работе, никогда не пользуется словом «авода», а везде употребляет слово «мелаха», что означает работу умелую, мастерскую, созидательную. Работу человека, определяемую как «мелаха», можно в каком-то отношении уподобить «работе» Б-га. Это — создание чего-то нового, чего-то, что до сих пор не существовало. И в этом смысле даже зажженный человеком огонь — нечто новое относительно уже существовавшего. Для человека субботний отдых — это отдых от «мелаха». Именно эта работа запрещена еврею в субботу.

В работе «мелаха» и отдыхе от нее мы уподобляем себя Б-гу. Шесть дней Б‑г творил мир, а к седьмому дню завершил Творение и «отдыхал». Нам приказано тоже отдыхать в седьмой день недели. Выполняя этот приказ, мы удостоверяем факт Творения.

Человек должен на один день оставить свой «командный пост», прекратить всякую созидательную деятельность, не реализовать свои творческие возможности — короче, отойти в сторону и предоставить миру жить без его, человеческого, вмешательства. В этот день он должен жить в полной гармонии с миром, принимая его целиком и ничего в нем не меняя.

Говорят наши мудрецы: шабат (суббота, на иврите — слово, однокоренное со словом «покоиться», «отдыхать», «сидеть») — это проявление в земном мире олам а-ба (Грядущего мира, т.е. мира, в котором мы оказываемся по окончании нашей земной жизни). Олам а-ба — совершенный мир. И в субботу мы должны ощущать мир совершенным, не требующим наших доработок. Раши, великий комментатор Торы, говорит от имени мудрецов: для тебя вся работа уже сделана. [В субботу] ты пользуешься только тем, что уже готово.

Отдыхая в субботу, занимаясь в этот день только духовной деятельностью, мы показываем, что не считаем себя хозяевами мира. Мы провозглашаем Владыкой мира Всевышнего.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…