Из цикла «Законы ихуда», темы: Законы Ихуда, Зеев Гринвальд, Еврейский закон
Сегодня, когда условия жизни изменились, знание законов йихуда стало еще более важным. С одной стороны, в наши дни во многих местах проломлены «ограды скромности», существовавшие в прошлом: во множестве мест работы и торговли мужчины и женщины находятся вместе; люди активно перемещаются в черте города и вне ее; значительно больше посещают поликлиники, офисы и другие общественные места. В этих новых ситуациях возрастает и опасение нарушения закона. «Весь почет царской дочери — внутри!» — тот принцип, который поколениями хранил святость и скромность еврейского народа, сегодня забыт многими его социальными слоями.
С другой стороны, увеличилось число различных факторов, усиливающих опасность нарушения закона:
Другие же полагают, что йихуд запрещен из-за опасности совершения греха и полагаются на себя в том, что не согрешат. Эти люди ошибаются сразу в двух пунктах: (1) Йихуд представляет собой самостоятельный запрет (и действует даже случае, когда очевидно, что нет опасности согрешить). (2) Хазаль сказали, что «в отношении запретных связей никто не может ничего гарантировать». Простой смысл этого утверждения в том, что человек не в состоянии представить себе агрессивность и огромную силу злого начала в момент, когда испытание достигает пика!
Это показывает нам, что не следует стесняться, если речь идет о грехе: следует стараться отдалиться от него как можно дальше, а также учить этому и других.
***
Законы йихуда приведены в Талмуде во многих местах, в основном, в конце главы «Десять уровней чистоты происхождения» трактата Кидушин. В этом отрывке приведены многие слова хазаль, указывающие на особую внимательность, которой требуют проблемы йихуда.
Приведем часть их высказываний:
Эти слова имеют особое значение для последних поколений, в которых способность выдерживать испытания ослабла, а «грех лежит у входа».
«Человеку подобает смирить свое злое начало в этой области, приучить себя к исключительной святости, чистоте мыслей и правильным суждениям, чтобы они спасали его. И пусть остерегается йихуда, так он — важная причина (нарушений). Наши великие мудрецы говорили своим ученикам: “Предостерегайте меня относительно моей дочери; предостерегайте меня относительно моей невестки…”, — чтобы научить своих учеников не стыдиться этого и отдаляться от йихуда».
И также ему следует приучить себя отдаляться от увеселений, от пьянства и от похотливых речей, так как все это — важные причины (нарушений) и ступени, ведущие к запретным связям. И пусть не живет без жены, так как этот обычай (быть женатым) приводит к дополнительной чистоте. И самое важное то, о чем сказали: пусть направит себя и свои мысли на слова Торы и расширит свой разум мудростью, так как мысль о запретных связях приобретает силу только в сердце, свободном от мудрости. А о мудрости сказано: «Серна любящих, прекрасная видом, ее груди напоят тебя во всякое время, в ее любви будешь ты всегда возвышаться».
Рамбам, Яд ахазака, в конце Законов запрещенных связей.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.