Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наши праотцы выполняли все заповеди Торы ещё до того, как она была дана на Синае

Глава начинается словами «И вот родословная Ицхака…» (Берешит, 25:19) и, продолжая тему женитьбы Ицхака (см. предыдущую главу), сообщает, что у Ицхака и Ривки долго не было детей и что супруги молили Б-га о потомстве. У Ривки родятся близнецы Эсав и Яаков. Когда они становятся взрослыми, Яаков покупает у Эсава первородство.

В дни Ицхака, как в дни Авраама, в стране наступает голод. По требованию Всевышнего семья Ицхака переживает период голода, оставаясь в Кнаане.

Ицхак старится, теряет зрение и хочет благословить сыновей, как подобает перед кончиной. Яаков притворяется Эсавом и получает благословение, полагающееся первенцу. Эсав готов убить его за это. От ярости брата Яаков убегает в Падан-Арам, в родные края матери, к её брату Лавану. Там, как надеется отец, он найдёт себе невесту.

СОБЛЮДЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ ДО И ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ТОРЫ

Два эпизода главы известны каждому, даже не знакомому с Торой: продажа первородства за чечевичную похлёбку и переодевание Яакова в баранью шкуру, чтобы выдать себя за волосатого Эсава. Сказать об этом, как вы понимаете, можно очень много, но мы остановимся на стихе из эпизода, не столь широко известного.

Приказывая Ицхаку оставаться в Кнаане во время голода, Всевышний говорит ему: «Поживи в этой земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя; ибо тебе и твоему потомству Я дам все эти земли, и осуществлю клятву, которою Я клялся Аврааму, твоему отцу… За то, что послушался Авраам Моего голоса и хранил Мой завет: повеления Мои, уставы Мои и учения Мои» (Берешит, 26:3, 5).

В связи с последним стихом наши мудрецы говорят: Авраам соблюдал всю Тору ещё до того, как она была дана. Вплоть до заповеди эрув тавшилин (специальное действие, позволяющее в праздник готовить еду на примыкающую к праздничному дню субботу).

Рав Хаим из Воложина в своей книге «Нефеш а-хаим» пишет, что наши праотцы выполняли все заповеди Торы ещё до того, как она была дана на Синае, поскольку они знали (наши праотцы были пророки), как устроен мир и какое влияние на события в духовных мирах имеет то или иное наше действие на земле.

В таком случае возникает вопрос: как объяснить поступки, идущие вразрез с Торой, которые мы находим в действиях наших праотцев? Общеизвестна женитьба Яакова на сёстрах Лее и Рахели, что Торой запрещено. Почему Яаков это сделал?

Яаков знал, что в будущем Тора запретит одновременный брак с сёстрами. Но он знал и то, что ему предстоит создать еврейский народ и что эти его действия приведут к нужному, позитивному результату. В таких случаях наши праотцы поступали, исходя из собственных соображений. Так, Амрам женился на своей тетке, что тоже не разрешено Торой, и от этого брака родились Моше-рабейну, Аарон и Мирьям.

В истории наших праотцев есть ситуации, когда отход от предписаний Торы был необходим для «строительства» еврейского народа. Рав Хаим Воложинер пишет, что это (женитьба Яакова и Амрама) — одна из причин, почему Тора не была дана нашим праотцам и почему она получена евреями только после исхода из Египта.

После получения Торы личные расчёты человека в области выполнения заповедей потеряли силу. Даже если человек, обладающий мудростью и даром предвидения, знал, что нарушение такой-то заповеди может дать (как он это видит) хороший результат, он не имел права на такое нарушение.

В Книге Царей, которая охватывает период от правления царя Давида до Вавилонского изгнания, говорится, в частности, о праведном царе Хизкияу: «…смертельно заболел Хизкияу, и пришёл к нему пророк Иешаяу, сын Амоца, и сказал ему: так сказал Г-сподь: “Сделай завещание твоему дому, ибо ты умрёшь и не будешь жить”» (Млахим II, 20:1). Мидраш говорит нам, что на вопрос Хизкияу, за что ему такое наказание («умрёшь» — в этом мире и «не будешь жить» — в Будущем мире), пророк объяснил царю: за то, что он не хочет иметь детей, т.е. не выполняет заповедь Всевышнего о потомстве. Хизкияу возразил, что поступал так из лучших побуждений: ему известно, что дети его будут нехорошими людьми. «Что тебе в тайнах Б-га? — ответил пророк. — Твоё дело — выполнять, что заповедано». Хизкияу подчинился, жизнь его продлилась, а его сын Менаше действительно служил идолам и причинил много зла и еврейскому народу, и самому себе.

Талмуд в трактате «Брахот», 10, анализируя этот эпизод, видит в нём указание на то, каким после дарования Торы должно быть отношение еврея к выполнению заповеди: мы не имеем права ни нарушить запрет, раз он дан Торой, ни уклониться от выполнения заповеди, если она предписана Торой, несмотря ни на какие собственные расчёты.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.