Из цикла «Врата востока», темы: Испытания, Врата востока, Микец, Исраэль Спектор
וישלח פרעה ויקרא את-יוסף ויריצהו מן-הבור ויגלח ויחלף שמלתיו ויבא אל-פרעה
(41:14)
«И послал Фараон, и позвал Йосэфа; и вывели его поспешно из ямы. И он остригся, и переменил одежду свою, и пришёл к Фараону» (41:14)
Рабейну Барзилай из Барселоны, живший около тысячи лет назад, был представителем одной из родовитых семей Испании. В 18 лет он женился, и жена родила ему трёх сыновей. Но все сыновья, достигнув тридцатилетнего возраста, умерли, а вслед за ними заболела и умерла жена. Женился рав второй раз, и жена родила ему трёх сыновей и дочь. Но и эти дети, и жена умерли от эпидемии в один месяц. Женился рав в третий раз, и жена родила ему много детей — но и они все умерли вместе с матерью. Кроме того, дела рава пришли в упадок. Не осталось ничего, кроме дома и небольших средств, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Было тогда раву уже 70 лет.
В первую ночь Хануки увидел рав во сне страшного человека. Упал перед ним рав в страхе, но человек сказал: «Встань, ибо Г-сподь помазал тебя на царство!»
Наутро проснулся рав с радостным чувством, ибо сердце подсказывало ему, что появилась надежда.
Не прошли ещё дни Хануки, и началась война между Испанией и Португалией. Поскольку рав Барзилай был известен как человек честный, сведущий в торговле и ведении счетов, то поручили ему поставку продовольствия армии, определив прибыль в 2% и обеспечив в качестве задатка солидным капиталом. В течение всех трёх лет войны рав вёл дела исключительно порядочно, чем заслужил уважение короля. Рав разбогател и расширил дело. В возрасте 75 лет он женился, и родился у него в первый день Песаха сын, Йеуда бен Барзилай, ставший впоследствии равом Барселоны. Так осуществилось сказанное: «Лучше завершение, чем начало» — как в достатке, так и в сыновьях — ибо даже на грани отчаяния может прозвучать призыв: «Встань, пробудись, ибо Г-сподь помазал тебя на царство!»
ויסב מעליהם ויבך
(42:24)
«И он отвернулся от них и заплакал» (42:24)
Старейшины Цфата рассказывают: в начале месяца нисана 5674 (1914г.) произносил рав Элиэзер Альфандари «освящение луны». Вдруг поднял он глаза к небу, глубоко вздохнул, и слёзы полились из его глаз. Спросили рава ученики, почему он плачет и вздыхает? Ответил им р. Элиэзер: «Вижу я, что в ближайшие дни начнётся тяжелейшая война, какой ещё не было в истории».
С разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.