Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

ותמלא הארץ אתם

«И наполнилась ими земля» (1:7)

Едва евреи потянулись в театры и концертные залы Египта, сразу же начались преследования, целью которых было избавиться от евреев. Как сказано в Мишне бруре, человек, надсмехающийся над всем, попадает в ад, и несчастья постигают к нему, как сказано: «И ныне не глумитесь, чтобы не стали узы ваши крепче» (Йешая 28:22).

Раби Моше Акоэн с острова Джерба вынужден был странствовать по миру. Живя какое-то время на Мальте, рав исполнял обязанности машгиаха кашрута (наблюдателя). Мясники на Мальте были христиане. Рав резал скот, проверял его, ставил печать «кошер» и отсылал мясо с еврейским посыльным в лавку. Один из мясников задумал обмануть рава. Он попросил одного из сановников посетить бойню и, заняв рава разговором, отвлечь его. А он, мясник, тем временем приведет в исполнение свой план.

В назначенный день мясник подготовил двух похожих быков, спрятав одного в закрытом помещении. Рав зарезал быка, а мясник-христианин стал его разделывать. В это время подошёл тот самый сановник, начал беседовать с р. Моше, и они, разговаривая, вышли на улицу. Тогда мясник спрятал уже зарезанного равом быка, вывел другого, сам зарезал и разделал его.

Когда рав вернулся, то мясник дал ему на проверку лёгкие. Рав проверил и сказал: «Треф!» Удивился мясник и спросил: «Господин рав, почему вы запретили этого быка?» «Запрещено. Наша религия запрещает такого быка, и я не обязан ничего объяснять», — ответил рав. Мясник упёрся: «Если рав не объяснит мне, то я привлеку его к суду за нанесенный ущерб».

После продолжительного спора рав ответил, что алаха (еврейский закон) говорит: «Мясо, которое исчезло с глаз работника, запрещено!» Сказал мясник: «Господин рав, чего вы боитесь? Ведь бойня была утром закрыта. Я открыл её в вашем присутствии, и вы видели, что нет тут другого быка. Может быть, кто-то сбросил сюда другого быка с крыши?» Но рав твердил своё: «Закон запрещает, и всё!» Усмехнулся мясник и сказал: «Я хочу показать быка, которого рав действительно зарезал». Открыл комнату и показал раву зарезанного утром быка. Сказал рав: «И второй бык не кашерен, ибо оба исчезли с глаз резника и запрещены еврейским законом!» Расстроился мясник, что затеял эту «игру», и понял, что не следует пытаться «играть» с Торой Израиля.

חבה נתחכמה לו

«Давайте перехитрим его» (1:10)

«И встал новый царь, который не знал Йосэфа» — забыл о содеянном ему добре; «И сказал народу своему: Давайте перехитрим его» — отплатим злом за добро. И, в конце концов, пал фараон, а у евреев была радость и веселье.

Нечто подобное произошло в Тунисе — и в результате евреи получили право поселиться в Кайруане.

Увидел один еврей арабского сироту, голодного и плачущего. Пожалел он ребёнка и взял к себе жить. Поскольку нельзя по закону обращать кого-либо в иудаизм, то еврей всегда напоминал, что ребёнок — араб, и отправил его учиться в мусульманскую школу. Мальчик выучился и стал религиозным судьёй (кади) города Кайруана — святого для мусульман и посему запрещенного для евреев, хотя ранее была в городе еврейская община, и похоронены там р. Нисим Гаон, рабейну Хушиэль и рабейну Хананель.

Когда мальчик вырос и занял высокий пост, стали мучить его сожаления о совершенном «грехе» и разгорелась в нем ненависть к евреям: не мог он смириться с тем, что жил в еврейском доме, ел там и уши его впитали немногое из Торы. Не мог он успокоиться и решил убить еврея, в доме которого жил, и тем покрыть грех.

Что же он сделал? Послал письмо, где описывал свои успехи и приглашал своего благодетеля в город. Въезд в город евреям запрещён, но выход есть — переодеться мусульманином.

Еврей, получив письмо, очень обрадовался и написал в ответ, что обязательно прибудет такого-то числа. Приехав, он увидел кади, спешащего ему навстречу с радостью, и попросил дать ему возможность побывать на могилах рабаним. Кади привёл еврея на место, впустил внутрь, затем запер дверь на ключ и, прошипев со злобой: «Останешься здесь, проклятый еврей, до своей смерти, и кости твои будут белеть здесь рядом с могилами праведников!» — ушёл.

Понял еврей, что случилось, и стал просить на могилах праведников: «Рав Нисим Гаон, рабейну Хушиэль и рабейну Хананэль! Не испугался я опасности, дабы посетить ваши могилы и порадоваться за человека, которого воспитывал; и вот — нет веры арабам, и сын, которого воспитывал как родного, отплатил мне злом за добро! Рабаним, попросите за меня перед Творцом, чтобы освободился я из рук злодея и вышел на свободу!»

Ещё не закончил он говорить, как двери открылись!

Тут же вышел еврей за ограду и без оглядки побежал из города.. Дома рассказал он, как спасся от верной смерти. Историю эту услышал р. Йеошуа Басис, главный раввин Туниса, и вызвал еврея к себе, чтобы выслушать все подробности, а потом взял его с собой к правителю.

Убедившись в правдивости рассказа, приказал правитель заковать кади в наручники, привязать к хвосту лошади и привести к нему. Специальный гонец прибыл в Кайруан и сообщил кади о вызове в Тунис. Кади приказал было заложить карету, но оказалось, что должен он быть привезён в Тунис совсем-совсем иначе… Не помогли никакие мольбы. Кади был убеждён, что произошла страшная ошибка, которая будет исправлена, как только предстанет он перед правителем.

«Я, кади Кайруана, — сказал он правителю, — произошла ошибка, и я готов доказать это!»

Правитель позвал р. Басиса и еврея, воспитавшего кади. «Не хочешь ли познакомиться со своим благодетелем?» — спросил правитель.

Кади обернулся и увидел еврея, который, по его расчетам, давно должен был сгинуть в заключении. Сомнений не было — он захочет отомстить — и кади умер на месте от разрыва сердца!

Сказал р. Йеошуа: «Кто воздаст злом на добро, от дома того не отойдёт зло» (Мишлей 18:13), «Копал яму, и вырыл её, и упал в яму, (которую) сам сделал» (Теилим 7:15), «Так погибнут все враги твои, Г-споди» (Шофтим 5:13)!

После этой истории запрет евреям жить в Кайруане был отменен, и вплоть до наших дней существовала там община.

С разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…