Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Можно ли выпить чашку кофе в некашерном кафетерии? Можно ли есть в вегетарианском ресторане, где не осуществляется контроль над кашрутом? Можно ли при необходимости готовить на плите, на которой до этого варили некашерные продукты? И другие вопросы.

1. Можно ли выпить чашку кофе в некашерном кафетерии, если вокруг нет других, кашерных, кафе и ресторанов?

Ответ: Здесь мы сталкиваемся с двумя главными проблемами:

бишулей акум (пища приготовлена неевреем)

• посуда в некашерном заведении используется для некашерных блюд

По поводу первой проблемы мы уже отмечали, что сваренный неевреем кофе не подпадает под запрет бишулей акум. Что касается посуды, то кофейник, фильтры и т.п. предметы, скорее всего, используются только для приготовления кофе. Поэтому за них можно не опасаться. Лучше всего пить такой кофе из одноразового стаканчика. Но если такого не нашлось, можно использовать стеклянные чашки, но не керамические или пластмассовые. Проблему представляют «кофейные аппараты», стоящие во многих барах и кафетериях, — по крайней мере, для тех, кто не употребляет нееврейского молока: оно, скорее всего, проходит по тем же трубам, что и невинный кофе. И в любом случае — не пользуйтесь металлической ложечкой для сахара!

2. Можно ли есть в вегетарианском ресторане, где не осуществляется контроль над кашрутом?

Сначала отметим, что не всякая пища, подаваемая в вегетарианском ресторане, является строго вегетарианской. В некоторых блюдах может использоваться майонез или маргарин, содержащие животные жиры. Посуда, в которой подавались эти блюда, некашерна, так что из нее нельзя есть любые, пусть даже самые кашерные блюда. Лук, чеснок и редис, нарезанные некашерным ножом[1], тоже запрещены. Во многих видах зелени, таких как капуста или салат, водятся черви или маленькие насекомые, обнаружить которые можно только при тщательной проверке. И наконец, с варенными овощными блюдами сопряжена проблема бишулей акум. Отсюда следует, что вегетарианский ресторан нуждается в контроле над кашрутом, не менее серьезном, чем мясные и молочные рестораны.

Так что, если вы голодны, а кашерных ресторанов или кафетериев поблизости нет, можно зайти в вегетарианский ресторан и попросить там сырые овощи и фрукты. Но при этом надо потребовать, чтобы салат, который вам предложат, не содержал лука, чеснока, редиски или винного уксуса[2]. Если вам подают листья салата и т.п., проверьте, чтобы на них не было насекомых. Мелко нарезанные листья капусты или салата проверить невозможно, поэтому лучше их не заказывать.

3. Можно ли заказать в кафетерии свежий апельсиновый сок?

Да, свежие соки, которые делают непосредственно в кафетерии, разрешены, — все, кроме виноградного.

4. Можно ли купить в овощном магазине или на рынке кусок арбуза или дыни и съесть его?

Можно. В этом случае мы не опасаемся, что нож, которым режут овощи, не кашерен.

5. Можно ли покупать нарезанную красную рыбу в вакуумной упаковке: ведь ее могли резать на той же резке, что и запрещенную белую (например, осетрину)?

Можно.

6. Можно ли покупать на рынке бочковые соленые огурцы и квашеную капусту?

Мнения по этому поводу у ведущих авторитетов в области кашрута разделились. Все же необходимо отметить, что, по всем мнениям, бочковые огурцы предпочтительнее баночных, ибо последние, как мы уже упоминали, могут проходить пастеризацию в тех же заводских чанах, что и некашерные консервы. В любом случае следует промыть огурцы перед едой.

7. Можно ли покупать зубную пасту без эхшера? Можно.

8. Можно ли при необходимости готовить на плите, на которой до этого варили некашерные продукты?

Можно. Но только предварительно накройте конфорку металлическим листом или фольгой, чтобы ваша кастрюля не прикасалась к плите — ведь последняя явно не кашерна. Если в доме нет листа или фольги, зажгите плиту до того, как начнете варить, чтобы железные подставки вокруг конфорки, на которых должна стоять кастрюля, успели накалиться, и лишь после этого ставьте на них свою кастрюлю. Аналогично следует действовать с электрической плитой: включите ее и подождите, чтобы она раскалилась. Если по какой-либо причине это невозможно, разрешается поставить кастрюлю прямо на холодную плиту (или не включенную электроплитку). Предполагается, что некашерные продукты, которые на нее пролились раньше, сгорели из-за высокой температуры и не впитались в те части плиты, на которых будет стоять ваша кастрюля. Но это — только если вы сами не можете прокалить конфорки.

9. Разрешено ли тому, кто пьет исключительно еврейское молоко, пользоваться чайной ложечкой человека, который, доверяя государственному контролю над молочным производством, употребляет нееврейское молоко? (Обратите внимание, он хочет выпить не молока, а чаю, но воспользоваться при этом чайной ложкой из чужого сервиза.)

Разрешено. Но следует позаботиться о том, чтобы горячая вода из чайника была перелита в кофейник или кувшин, имеющие статус парве, прежде чем ее нальют в чашку.

10. Можно ли есть, используя посуду, которую не окунули в микву, если эта посуда принадлежит нееврею? (Речь идет о такой посуде, которая не впитала вкус некашерных продуктов.)

Да, ибо нееврей не обязан был ее окунать.

11. Можно ли есть, используя посуду, которую не окунули в микву, если она принадлежит еврею?

Согласно большинству авторитетов, нельзя. Поэтому, если вам подали угощение в таких тарелках, попросите перенести его в одноразовую посуду и ешьте на здоровье: предварительное пребывание в посуде, которая не побывала в микве, не делает пищу запрещенной. Но что делать, если нет возможности переложить еду в одноразовую посуду? Правило звучит так: если угощение подано в керамических или пластмассовых тарелках, которые по букве закона не надо окунать, проблемы нет. Для металлической и стеклянной посуды[3] такого общего разрешения нет. Тем не менее, в стесненных обстоятельствах можно положиться на мнение рава Файнштейна, разрешившего в подобных случаях есть твердую пищу (но не суп и пр.) при помощи одноразовой вилки или, извините, руками. Конечно, если правила хорошего тона для вас важнее, чем утоление голода, то придется отказаться от угощения. Но если вы опасаетесь, что отказ от еды может обидеть хозяев, знайте, что некоторые раввины позволяют в подобных случаях положиться на мнение тех немногочисленных авторитетов, которые разрешили есть в гостях из посуды, не побывавшей в микве.

12. Можно ли послать нееврея купить кашерное мясо?

Можно — но только в том случае, если мясо запечатано соответствующей печатью кашерного магазина, свидетельствующего о целостности упаковки. Причем желательно, чтобы присутствовали два элемента защиты, например: пломба и наклейка, или две разные наклейки и т.п.

13. Что значит «глат-кошер»?

Этим термином обозначают мясо животного, при осмотре легких которого не обнаружили анатомических изменений (например, в результате заболевания или травмы), требующих по закону специальной проверки.

14. Можно ли посуду, которая применялась для продуктов «обычного» уровня кашрута, использовать для продуктов глат-кошер?

Можно.

[1] Которым резали горячую или острую некашерную пищу.

[2] Уксус, сделанный из запрещенного вина, тоже запрещен.

[3] Даже если она только покрыта стеклом.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…