Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5765 год.

 

Глава «Ки теце» («Когда выступишь на войну») продолжает тему о правилах поведения на войне, начатую в предыдущей главе. С ней связана тема о пленнице, на которой воин хочет жениться.

Отсюда Тора переходит к теме семейных отношений, конкретно — к законам наследования, наказанию непокорного сына, к разводу и левиратному браку и многим другим заповедям из других областей жизни.

Глава содержит знаменитый отрывок «Захор» («Помни, что сделал тебе Амалек»), который мы особо читаем в субботу перед праздником Пурим.

«Ки теце» содержит семьдесят четыре заповеди из шестисот тринадцати, данных нам Торой. По числу заповедей эта глава превосходит все другие главы Пятикнижия.

В рамках наших возможностей

Глава «Ки теце» начинается «военной темой». Как поступить, если человеку на войне приглянулась красивая пленница? Нееврейка, естественно. Тора дает определенные указания, позволяющие ему на ней жениться, если она примет еврейство.

Хорошее ли это дело — жениться на нееврейке? Желателен ли брак, основанный только на влечении к внешнему? И если нет, то почему Тора его разрешает?

Об этой заповеди мудрецами сказано: ло дибра Тора эла ке‑негед йецер а‑ра, т.е. — Тора говорит соразмерно дурному побуждению.

Как это понимать? Заповедь о нееврейской пленнице — единственная из заповедей Торы — касается ситуации, в которой, с точки зрения Торы, человек не может совладать со своими желаниями и страстями. Война развязывает и возбуждает инстинкты, приводит человека в состояние, когда ему не до борьбы с самим собой. И для того, чтобы еврей не сблизился с женщиной запрещенным образом, Тора предписывает ему правила, которые делают такой поступок допустимым. Хотя и предупреждает (неявным образом) о возможных последствиях.

Тора знает человека. Она видит и оценивает его возможности и НИКОГДА не требует от человека невозможного.

Но ведь ни одно предписание Торы не выполнишь без усилия — всегда надо что-то в себе побороть: лень, рассеянность, влечение к недозволенным удовольствиям, начиная от некашерного блюда и кончая тягой к запрещенной женщине, и многое другое. Тора приказывает нам множество вещей, которые требуют от человека большого самоконтроля. Неужели все эти указания тоже не выходят за рамки возможного?

Именно так. Все, что Тора нам предписывает, полностью соответствует нашей данности. Все, чего хочет от нас Всевышний, нам «по плечу».


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.