Темы: Недельная глава, Песах, Суббота, Мецора, Проказа, Рав Бенцион Зильбер, Подготовка к Песаху
В предыдущей главе приведено высказывание раби Шмуэля бен Нахмани, в котором он, ссылаясь на раби Йонатана, называет злоречие. одной из причин появления на теле пятен цараат.
Вдумайтесь, говорит Рамбам, что случилось с Мирьям. [см. Бемидбар, 12:1-16]. Она — пророчица. Она предсказывала, что ее младший брат Моше будет спасителем евреев, растила его, стояла у реки, когда его бросили в воду, и не сказала о нем ничего плохого, но сравнила его с другими пророками, тогда как Моше был выше всех пророков, которые жили до него и после. Моше и не думал обидеться, как сказано: «А Моше — скромнейший человек из всех людей на земле» (Бемидбар, 12:3). И все же она была немедленно наказана белыми пятнами на теле. Так что уж сегодняшним злоязычным глупцам наверняка не избежать наказания. Поэтому тот, кто хочет жить правильно, должен избегать мест, где сплетничают, и не беседовать со сплетниками. Насмешники и негодяи начинают с болтовни, потом дурно отзываются о праведниках… Потом, привыкнув злословить, начинают судачить о пророках, искать, к чему бы придраться в их словах… А потом начинают говорить против Б-га и приходят к Его отрицанию. Вот чем занимаются злодеи, сидя в компании за пустыми разговорами и сплетнями. А хорошие люди в еврейском народе беседуют в основном о Торе, и поэтому Б-г засчитывает им это в заслугу.
Песах, который начинается на исходе субботы
В канун Песаха, который выпадает на субботу, есть некоторые особенности.
Проверку дома на хамец проводят вечером с четверга на пятницу, в начале вечера. После этого делают битуль хамец, то есть, как всегда, после проверки производят аннулирование хамеца. Говорят: «Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я не видел и не убрал, пусть станут ничьи и ничем, как пыль земли».
Хамец, который оставляют на пятницу и субботу, оставляют в отдельном уголке; стараются оставить ровно столько, сколько надо, чтобы суметь полностью закончить его в субботу. Для осторожности многие берут лепёшки (питот), которые почти не разбрасывают крошек.
Весь дом, все столы, плита и т.д. уже готовы на Песах. Вся посуда хамец убрана ещё до шаббата. На этот шаббат варят в пасхальной посуде, затем пасхальным половником перекладывают в одноразовую посуду и пользуются одноразовыми приборами.
Выбирают уголок для еды-хомец в шаббат: на террасе, у входа и т.д.
Молятся рано, чтобы можно было успеть есть хамец.
Конец времени, когда можно есть хамец, печатается в календаре.
Некоторые разделяют утреннюю трапезу на две, чтобы выполнить мицву 3-ей трапезы в субботу по одному мнению, но это можно делать только, если будет перерыв между трапезами, иначе получится ненужная браха.
Если остался хамец, надо его уничтожить, например, выбросить в туалет и спустить воду.
После этого производят вторично аннулирование хамеца, говоря «Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я видел или не видел, убрал или не убрал, пусть станут ничьи и ничем, как пыль земли».
На третью трапезу едят рыбу и мясо или фрукты, предпочтительнее рыба или мясо; можно также есть клёцки из мацы (кнейдлах), тем, кто едят их в Песах, но есть их можно только до конца 9-ого часа дня, т.е. в Иерусалиме до 3:58 по летнему времени (в этом году).
Когда канун Песаха выпадает на субботу, надо всю подготовку на ночь седера сделать заранее: открыть бутылки вина, открыть пачки мацы, отделить халу, приготовить солёную воду, харосет, помыть и приготовить хасу (салат), но не оставлять её моченнуюв воде и т.д.
Песах кошер весамеах!
Радостного Песаха вам всем!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.