Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Лот, Лех Леха, Грешник, Авраам, Праведник, Нахум Пурер
Содержание раздела
В 1948 году от Сотворения мира, в десятом поколении после Ноаха, когда духовный и нравственный уровень людей снова резко понизился, на свет появился Аврам (позже Авраам). Путем наблюдений за явлениями природы и размышлений он осознал Высшую Истину, что миром управляет Единый Разум, Творец и Владыка вселенной —
В стране начинается голод, и Аврам вынужден уйти в Египет в поисках пропитания. Понимая, что красота его жены может стоить ему жизни среди египетских варваров, Аврам просит Сарай выдать себя за его сестру. Сарай забирают во дворец Фараона, но
Вскоре Аврам и Лот расстаются
Сарай бесплодна, и она дает Авраму свою египетскую служанку Агарь, чтобы та родила им ребенка. Забеременев, Агарь ведет себя заносчиво; Сарай проявляет строгость, и та уходит из дома, но затем по указанию ангела возвращается и рожает Ишмаэля.
В конце раздела
Благословения и проклятия
Трудно переоценить значение слова в еврейской традиции. Многие главы Торы начинаются с фразы: «И сказал
По слову Творца Авраам покинул родину Ур Касдим (Ур Халдейский) и отправился в неведомый ему Кнаан. Перед дорогой полагается давать напутствие. И Авраам получил его — грандиозное, для себя и своих потомков, на многие века вперед: «И сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и ты будешь благословением»(12:2).
Это благословение легло в основу тесной связи между
В этой, на первый взгляд, абстрактной теологической мысли заключен важный для нас и вполне конкретный урок. Каждый еврей, особенно, еврей в кипе — это посол. Мир постоянно следит за нами, изучает каждый наш поступок, оценивает нас — как отдельных людей, так и народ в целом — по завышенным, иногда двойным меркам (то, что позволено русским в Чечне, а американцам в Косово, не позволено нам в Эрец Исраэль). Потому что народы знают, порой лишь на уровня подсознания, что наша задача ещё со времен Авраама — «быть благословением», обеспечивать должный духовный и нравственный уровень человеческой цивилизации, не давать ей погрязнуть в болоте примитивного варварства, иначе говоря, мы существуем, чтобы освящать Имя
Но это ещё не весь текст первого благословения, полученного Авраамом перед уходом в Кнаан. Далее сказано: «И благословлю благословляющих тебя, а тех, кто проклинает тебя — прокляну…» (12:3).
Странная фраза,
В чем смысл этих текстовых причуд? Мудрецы объясняют, что хорошая мысль (в данном случае намерение благословить) засчитывается в заслугу ещё до того, как она будет осуществлена. Зато дурное побуждение не берется в расчет, пока оно не реализовано.
Виленский Гаон добавляет ещё один штрих к этой мысли. Он говорит, что благословение богача сильнее проклятия бедняка. Поэтому человеку, желающему благословить еврея, Всевышний дает «аванс», «обогащает» его Своим благословением и его собственная браха становится полновеснее. И наоборот, проклинающий евреев не получает
Полезная война
В этом разделе мы узнаем также, как полезна — в духовном и материальном смысле — близость к праведнику. Комментируя фразу «А у Лота, шедшего с Аврамом, тоже был мелкий и крупный скот и шатры» (13:5), Раши говорит, что благословение сопутствовало Лоту благодаря тому, что он шел вместе с Аврамом.
Но с другой стороны, на том же примере Аврама и Лота мы узнаем о пагубности общения с недостойным человеком. Стремясь избежать неприятностей, праведник вынужден порой отказаться от контактов со злодеем: «И был спор между пастухами, пасшими скот Аврама, и пастухами Лота… И сказал Аврам Лоту: „…Сделай милость, отделись от меня: если пойдешь налево, так я — направо, а если ты — направо, то я — налево“ (13:7–9).
Далее Тора сообщает: „И сказал
В общении с недостойным человеком следует проявлять повышенную осторожность. Иногда целесообразнее оттолкнуть его, чем пытаться наставить на путь истины. Именно так поступил Аврам, когда по указанию
Получается, что мир в доме — это не всегда благо. Иногда война бывает полезнее.
Публикуется с разрешения издательства »Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.