Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

(ויהי בארבעים שנה בעשתי-עשר חדש" (א, ג"

“И вот, в сороковом году, в одинадцатом месяце, первого дня того месяца” (1:3)

Есть вещи, которые человек понимает только перед смертью (Раши).

Двести лет тому назад сефардскую общину Эрец Исраэль возглавлял раби Йом Тов Данун. Однажды он поспорил с р. Элиэзером Хазаном, сыном предшествующего Главного равина. И, как положено мудрецам Торы, предложил р. Йом Тов вынести спор на суд Торы и принять решения суда. Раби Элиэзер согласился, но ни один мудрец Иерусалима не решился быть судьёй между двумя гигантами Торы.

Сказал тогда р. Йом Тов р. Элиэзеру: “Что будем делать? Если нет суда внизу – есть суд на небесах. Давай передадим суд в руки Б-жьи!”

Согласился Р. Элиэзер.

Вечером девятого ава члены погребального общества были призваны к постели неожиданно заболевшего р. Элиэзера. Его состояние ухудшалось с минуты на минуту. Вдруг он спросил глаза и спросил: “Поступили какие-то вести от р. Йом Това Дануна?”

Присутствующие испугались. Тут вдруг ворвался гонец с сообщением, что р. Йом Тов Данун умер. Тут же р. Элиэзер положил руки на глаза, прочитал “Шма Исраэль”, повернулся на правый бок, закрыл глаза и… отдал Б-гу душу, чтобы предстать вместе с р. Йом Тов Дануном перед Б-жьим судом и выслушать его решение...

(ואקח את-ראשי שבטיהם אנשים הכמים וידעים ואתן אותם ראשים עליכם" (א, ט"ו"

“И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых и знатных, и назначил их начальниками над нами” (1:15)

Раби Элияу Мани жил очень простой жизнью, удовлетворялся малым и старался ничего ни у кого не просить. Когда в Хевроне вспыхнула эпидемия холеры, то рав не боялся выйти из дома и ходить по больным, чтобы помочь им, говоря при этом, что посланным исполнять заповедь не причиняют вреда. Руководители общины просили рава стать главным равом Хеврона, но только в 5625 г. (1865 г.) согласился при условии, что не получит никакой оплаты. И потому на печати рава было написано: “Служитель священного города Хеврона во имя Творца”.

* * *

К раву Халеба (Арам Цовы) р. Эзре Хамави приходили судиться не только евреи, но и многие наслышанные мудрости рава неевреи. Однажды один почтенный мусульманин пришёл домой и попросил у жены чашку кофе, чтобы выпить его вместе с пирожным. Приготовление кофе затянулось, араб рассердился, начал есть пирожное и объявил, что, если съест пирожное до того, как будет готово кофе – то он даст развод жене!

Угольная печка разогревалась очень медленно, и муж закончил есть пирожное – но кофе ещё не был готов. По законам ислама развод вступил в силу. Побежал муж к кади, обратился к шейху – но они не нашли пути вернуть жену.

“Есть только одна возможность, – сказали мужу, – обратиться к раву, способному благодаря своей мудрости решать сложные проблемы”. Обратился араб к р. Эзре и рассказал, что случилось.

К удивлению араба, спросил рав: “Пирожное было пористое или твёрдое?”

Ответил муж: “Пирожное было твёрдым, но какое это имеет отношение к делу?”

Сказал рав: “Если твёрдое, то, конечно, должны остаться и крошки на месте еды...”

Широкая улыбка распространилась на лице мусульманина. Он побежал домой и нашёл несколько крошек на полу – на том месте, где ел.

“Завтра, – сказал жене, – приготовь чашку кофе перед тем, как я съем эти оставшиеся крошки...!”

Так узнали все о мудрости рава...

(לא תגורו מפני-איש כי המשפט לאלקים הוא" (א, י"ז"

...не бойтесь никакого человека, ибо суд – от Б-га”(1:17)

Покойный рав города Акко р. Лопес часто повторял: «Тот, кто говорит правду, повторяет свои слова, пока они не проникнут в сердца слушателей». И добавлял: «А тот, кто меняет свои слова, говорит неправду, и нет шансов, что слова его будут приняты».

За несколько месяцев до начала войны в Персидском заливе (1991), когда о ней еще никто не думал, сказал рав: «Знайте, что скоро услышите взрывы, и страх охватит народ Израиля», – и повторял эти слова постоянно.

Когда же война началась, сказал рав: «Все это Г-сподь делает, чтобы мы раскаялись», – и добавил еще: «Не бойтесь: с тем, кто верен Торе, ничего не случится. Только будет страх в народе, но никто не пострадает». Слова рава полностью подтвердились. В начале войны иракцы послали две ракеты в район Акко. Первая ракета упала возле нефтеперерабатывающего завода, где сосредоточены большие запасы нефти и топлива, но случилось чудо – ракета «промахнулась» на несколько сот метров... Вторая ракета упала вблизи предприятия оборонной промышленности и чудом не принесла никакого вреда.

Рав Ашер Хадад вспоминает о первых днях войны: «В ту ночь было очень страшно, никто не знал, что может произойти. Вначале думали молиться дома, но утром решил я пойти в синагогу вместе с другом. Придя в синагогу, застали рава Лопеса за изучением Торы. Он сказал нам: «Почему не принесли противогазы?» Когда мы не ответили, то продолжил, улыбаясь: «Не бойтесь, сохраните противогазы на Пурим».

Незадолго до кончины рав узнал о соглашениях Осло. Рав не мог успокоиться и говорил всем, в том числе своему зятю, главному сефардскому раввину Исраэля р. Бакши-Дорону: «Вы еще увидите, что вследствие этих лживых соглашений, прольется много крови среди народа Израиля». Но при этом всегда подчеркивал: «Должны знать, что все – от Б-га».

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.